+7 (812) 323-08-85
Васильевский остров, 18-я линия, д.1

Экспозиция "Восточный кабинет"

Версия для печатиВерсия для печати

Экспозиция знакомит посетителей музея с темой Востока в исследованиях и творчестве семьи Рерихов. Николай и Елена Рерихи начали интересоваться восточной культурой задолго до своего отъезда из Петрограда в 1916 году. Искусство и философия Индии, Тибета, Монголии и других азиатских стран оказывали значительное влияние на их мировоззрение и стали источником вдохновения для создания целого ряда художественных и литературных произведений. Николай Рерих участвовал в строительстве буддийского храма в Петербурге – одном из наиболее значимых проектов, связанных с распространением буддизма в России.

С 1916 года Николай Рерих вместе с семьёй жил в Карелии, затем в Европе и Соединённых штатах Америки. В этот период в его дневниках и литературных произведениях всё чаще упоминается Восток. Осмысление культурного наследия Азии находит отражение во всём его творчестве. В 1923 года Рерихи прибывают в Индию, где началось одно из самых известных путешествий XX века в Центральную Азию – экспедиция Н. К. Рериха (1923 – 1928). «Её главной целью было создание уникальной живописной панорамы земель и народов Срединной Азии <…>. Второй задачей было изучение возможностей новых археологических изысканий и, таким образом, подготовка путей для будущих экспедиций в том же регионе. Третьей задачей являлось изучение языков и диалектов Центральной Азии и собирание большой коллекции предметов, иллюстрирующих духовную культуру этих районов. Центральная Азия была колыбелью и местом встречи многих азиатских цивилизаций, и в труднодоступных горных долинах до наших дней сохранились многие бесценные лингвистические и этнографические материалы, которые могут послужить реконструкции прошлого Азии», – писал Юрий Рерих, участник и один из организаторов Центральноазиатской экспедиции Н. К. Рериха.

Любовь, которую питали к Востоку Николай Константинович и Елена Ивановна Рерихи, передалась их сыновьям Юрию и Святославу. Юрий Рерих ещё в гимназические годы брал уроки у известных востоковедов – египтолога Б. А. Тураева и монголиста А. Д. Руднева. С 1919 по 1923 год он получил востоковедную подготовку, изучая санскрит и персидский язык в Школе восточных и африканских исследований в Лондоне, санскрит, пали и китайский язык в Гарвардском университете, затем продолжил обучение в Школе живых восточных языков при Университете Сорбонна. Его учителями были выдающиеся учёные Ж. Бако, П. Пеллио, Ч. Р. Ланман, Д. Росс, С. Леви. Святослав Рерих, выбравший ту же стезю, что и его отец, глубоко изучал художественное наследие Индии, знаменитые памятники архитектуры, пластики, живописи. В своих работах он использовал не только сюжеты индийской жизни, образы индийского эпоса, но и цвет, а также другие приёмы индийских живописных школ.

С 1923 по 1925 год Центральноазиатская экспедиция базировалась в Сиккиме. Одним из её результатов на этом этапе стало издание первой крупной работы Юрия Рериха «Тибетская живопись», в которой была описана собранная экспедицией коллекция тибетского искусства. В марте 1925 года экспедиция покинула Сикким. Далее её маршрут пролегал через Кашмир, Ладакх, Синьцзян, СССР, Монголию и Тибет. На протяжении всей экспедиции её подробности фиксировались Юрием Рерихом в путевом дневнике, ставшем основой для одной из его наиболее популярных книг – «По тропам Срединной Азии», изданной впервые, как и большинство его работ, на английском языке. В экспозиции представлено издание, вышедшее в 1933 году в Париже. После завершения экспедиции семья жила на севере Индии, в долине Кулу, где для обобщения обширного материала, собранного экспедицией, Николай и Елена Рерихи создали Институт гималайских исследований. Юрий Рерих руководил этим институтом, основными направлениями работы которого были археология, этнография, искусство, лингвистика, а также естественные науки и медицина. Святослав Рерих курировал естественнонаучный отдел института.

С. Н. Рерих прожил в Индии более шестидесяти лет, стал признанным художником и известным в этой стране культурным деятелем. Благодаря его усилиям, в 1948 году Индия присоединилась к Пакту Рериха – подписанному в 1935 году в Вашингтоне Международному договору об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников.

Ю. Н. Рерих в 1957 году приехал в Советский Союз и возглавил Сектор истории религии и философии Индии в Институте востоковедения и, помимо научной деятельности, занимался подготовкой специалистов-индологов и тибетологов. Среди его учеников – А. М. Пятигорский, Т. Я. Елизаренкова, Ш. Бира, Г. М. Бонгард-Левин, М. И. Воробьёва-Десятовская, В. С. Дылыкова, О. Ф. Волкова и другие востоковеды.

Одним из наиболее известных научных трудов Ю. Н. Рериха является перевод «Синей летописи», сочинения по истории буддизма, созданного в XV веке. Работу по составлению тибетско-русско-английского словаря, начатую им в 1920-е годы, после его скоропостижной смерти в 1960 году закончила группа российских востоковедов. Его фундаментальный труд по истории Центральной Азии в трёх томах был издан в период с 2005 по 2009 год. Многочисленные статьи Ю. Н. Рериха, опубликованные на иностранных языках в периодических изданиях Европы, Америки и Индии, до сих пор переведены лишь частично. Все его тексты проникнуты живым интересом к изучаемому предмету и знанием самых разных сторон жизни и культуры изучаемых им стран. Некоторые из этих текстов представлены в экспозиции.

Экспедиция выполняла грандиозные научные и художественные задачи. Николай Рерих написал около 500 картин и эскизов для будущих картин, в том числе, десятки по монгольским впечатлениям. Одна из картин ‑ «Тибет» ‑ находится в коллекции Музея-института семьи Рерихов и представлена в экспозиции. Среди предметов экспозиции также можно отметить экспедиционные вещи семьи Рерихов. Одеяло, связанное из верблюжьей шерсти было приобретено Рерихами в ходе подготовки Центральноазиатской экспедиции. Очки с затемнёнными стёклами принадлежали Елене и Николаю Рерихам. Они не только защищали от солнца в «бескрайних пустынях», но и спасали путешественников от снежной слепоты «в могучих снежных цепях гор». Представлена и походная сумка Юрия Рериха.

Экспозиция "Восточный кабинет"
Экспозиция "Восточный кабинет"
Экспозиция "Восточный кабинет"