+7 (812) 323-08-85
Васильевский остров, 18-я линия, д.1

Лекторий Музея-института семьи Рерихов

Версия для печатиВерсия для печати

Лекторий Музея-института семьи Рерихов – новый проект, призванный познакомить широкую публику с многолетними научными наработками сотрудников музея-института, а также ведущих специалистов нашего города в областях, напрямую связанных с исследовательскими интересами семьи Рерихов.

Важным в реализации проекта лектория является отражение результатов деятельности как современных петербургских, так и российских и зарубежных исследователей в плане актуализации широкого круга проблем и вопросов науки, культуры, образования, непосредственно рериховского наследия. Целевыми группами являются научные круги и массовая аудитория, интересующаяся новыми исследованиями, как в Петербурге, так и в России и мире в различных научных областях, в области рериховского наследия, вопросами науки, философии, культуры и искусства.

Цель лектория:

– повысить уровень познаний заинтересованной аудитории в области науки, религиоведения, искусства, философии, основанных на научном подходе, синтезирующем знания из различных областей

– информировать о современном состоянии различных областей науки, в частности, в Петербурге и не только.


КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ЛЕКТОРИЯ МУЗЕЯ-ИНСТИТУТА
НА 2017 – 2018 ГОДЫ

06.09.2017 – 02.05.2018

Рериховское наследие в музеях и собраниях мира
Лекции читает В. Л. Мельников – заместитель директора Музея-института семьи Рерихов по научной работе, кандидат культурологии

13.09.2017 –
11.04.2018

Рерихи, их предшественники, современники, сотрудники и продолжатели
Лекции читает В. Л. Мельников – заместитель директора Музея-института семьи Рерихов по научной работе, кандидат культурологии

06.09.2017 – 04.04.2018

Николай и Святослав Рерихи и мировая культура
Лекции читает А. А. Савкина – старший научный сотрудник Музея-института семьи Рерихов, кандидат искусствоведения
Лекции читает М. Н. Чеснокова – старший научный сотрудник Музея-института семьи Рерихов, кандидат культурологии

22.09.2017 – 25.05.2018

Образы народного православия в творчестве Н. К. Рериха
Лекции читает В. А. Шуршина – заведующая экспозиционно-выставочным отделом Музея-института семьи Рерихов

20.09.2017 – 16.05.2018

Восточные штудии
Куратор цикла лекций – С. И. Марахонова, кандидат исторических наук, научный сотрудник Отдела Древнего Востока ИВР РАН

28.09.2017 – 23.11.2017

Рерихи и археология
Лекции читает Т. С. Матехина – старший научный сотрудник Музея-института семьи Рерихов, кандидат исторических наук

09.11.2017 – 19.04.2018

История особняка М. П. Боткина
Лекции читает Е. В. Бакалдина – старший научный сотрудник Музея-института семьи Рерихов, кандидат исторических наук


РЕРИХОВСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В МУЗЕЯХ И СОБРАНИЯХ МИРА

Лекции читает Владимир Леонидович Мельников – заместитель директора Музея-института семьи Рерихов по научной работе, кандидат культурологии

2017 – 2018 годы

2017 год

Среда, начало в 17.00

1. Пермская государственная художественная галерея, Пермь.

06 сентября 2017 года

Коллекции галереи насчитывают около 50 тысяч единиц хранения. Собрание сложилось на основе даров пермских художников и художников-уроженцев Урала (В. П. Верещагина, А. С. Шанина, В. А. Плотникова, П. А. и А. А. Сведомских), даров Императорской Академии художеств, Императорского фарфорового завода. Дата открытия – 7 ноября 1922 года. Галерея обладает собранием, включающим произведения отечественной и зарубежной живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства разных эпох и школ, начиная с древнеегипетского, древнегреческого искусства до искусства постмодерна ХХI века. Галерея получила признание мирового сообщества своими раритетами – коллекцией пермской деревянной храмовой скульптуры XVII – начала XX века, Строгановской иконы, Строгановского золотого шитья, русской живописи XIX–XX веков. Постоянные экспозиции – «Русская икона XVI–XVII веков», «Пермская деревянная скульптура», «Русское искусство XVIII – начала XX века», «Европейское искусство XV–XVIII веков (Италия, Голландия, Фландрия, Франция)» – позволяют посетителям познакомиться с разнообразными художественными коллекциями галереи. Произведения из фондов галереи постоянно участвуют в выставочных проектах, представленных в залах галереи и за её пределами. Галерея привлекает для участия в совместных выставках музеи, частные коллекции Пермского края, Урала, России, Европы, а также фонды библиотек и архивов.

В галерее хранится большая часть одноярусного иконостаса для фамильной церкви Казанской Божией Матери пермских купцов и меценатов Каменских в женском монастыре в Перми, созданного в 1907 году Н. К. Рерихом и С. И. Вашковым.

Данная лекция даёт новый повод поговорить ещё раз на тему «Н. К. Рерих и Пермский звериный стиль».

2. Екатеринбургский музей изобразительных искусств, Екатеринбург.

04 октября 2017 года

Один из самых значительных художественных музеев Урала, образованный в 1936 году. Основа музейного собрания была заложена поступлениями из Свердловского краеведческого музея, который, в свою очередь, получил их, в значительной части, из художественного отдела Уральского общества любителей естествознания. В дальнейшем коллекции музея пополнялись передачами произведений из Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург), Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (Москва), поступлениями от коллекционеров, из ГМФ и столичных закупочных комиссий. Сегодня музей – крупный культурный центр, ведущий широкую экспозиционно-выставочную, просветительскую, научно-исследовательскую и собирательскую деятельность. Он является основной методической базой для художественных учебных заведений Среднего Урала. В его фондах хранятся уникальные памятники общероссийского и мирового значения, включающие произведения русской иконописи XVII–XX веков, русского искусства XVIII – начала XX века, западноевропейского искусства XIV–XIX веков, русского художественного авангарда 1910–1920‑х годов, отечественного искусства 1920–2000‑х годов и декоративно-прикладного искусства Урала. Екатеринбургский музей обладает крупнейшей в России коллекцией каслинского чугунного художественного литья, центром которой является Каслинский чугунный павильон, созданный по проекту петербургского архитектора Е. Е. Баумгартена для Всемирной выставки в Париже 1900 года. Это единственное архитектурное сооружение из чугуна, хранящееся в музейных собраниях мира и занесённое в список памятников истории и культуры ЮНЕСКО.

В музее хранятся три произведения Н. К. Рериха (в частности, икона «Архангел Гавриил» из «Пермского иконостаса»). Учитывая экспозиционно-тематическую направленность музея и особенности материала и техники, в которых они выполнены, возможность введения их в постоянную экспозицию отсутствует. Вместе с тем они часто включаются в состав различных выставок, посвящённых творчеству.

3. Государственный Центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина, Москва.

01 ноября 2017 года

Музей основан 29 октября 1894 году известным московским промышленником и меценатом Алексеем Александровичем Бахрушиным (1865—1929). Сегодня в фондах музея более 1,5 млн. экспонатов. Это эскизы костюмов и декораций выдающихся мастеров сценографии, фотографии и портреты, сценические костюмы великих актёров, программы и афиши спектаклей, редкие издания по театральному искусству, предметы декоративно-прикладного искусства и многое другое. Помимо главного здания музей объединяет восемь филиалов. Это два мемориальных дома, три музея-квартиры, выставочный зал; ещё два новых филиала скоро будут готовы принять посетителей. Музей имени А. А. Бахрушина всегда открыт для любителей театра – помимо многочисленных выставок и подробной экскурсионной программы, интересной и детям, и взрослым, в его афише часто появляются встречи с известными артистами и творческие вечера, а также лекции по истории театра с использованием уникальных фондовых материалов. Рериховская часть коллекции музея – одно из самых богатых и разнообразных в Москве собраний графического наследия Н. К. Рериха.

4. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

06 декабря 2017 года

Музей Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге (от французского ermitage – место уединения, приют отшельника) – крупнейший в России и один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев. В главный ансамбль Эрмитажа, расположенный в центре Санкт-Петербурга, входят Зимний дворец – бывшая парадная резиденция русских императоров, здания Малого, Старого и Нового Эрмитажей, Эрмитажный театр и Запасной дом. В музейный комплекс включены дворец Меншикова и восточное крыло здания Главного штаба, реставрационно-хранительский центр «Старая Деревня» и музей Императорского фарфорового завода. Эрмитаж возник в 1764 году как частное собрание Екатерины II, после того как в Берлине она приобрела у берлинского коммерсанта И. Гоцковского коллекцию из двухсот двадцати пяти голландских и фламандских художников. Поначалу большинство картин размещалось в тихих и уединённых апартаментах Зимнего дворца. Екатериной II, а затем и другими императорами производились зарубежные закупки многих других крупных частных коллекций: Брюля (1769), Кроза (1772), Уолпола (1779) и др. Это привело к тому, что Каталог картин галереи Зимнего дворца уже в 1774 году насчитывал 2080 произведений живописи, не считая многочисленных коллекций гравюр и рисунков, античных древностей, скульптур, западноевропейского прикладного искусства, резных камней, монет и медалей, а также книг (например, целая библиотека Вольтера). На основании Указа Екатерины II от 1795 года из Варшавы была вывезена Библиотека Залуских, насчитывающая 400 тыс. томов, 10 тыс. рукописей и огромное собрание гравюр. Эрмитаж был открыт для публики в 1852 году; тогда он хранил богатейшие коллекции памятников древневосточной, древнеегипетской, античной и средневековой культур, искусства Западной и Восточной Европы, археологические и художественные памятники Азии, русской культуры VIII—XIX веков. В XIX веке в Эрмитаж также начинают систематически поступать произведения русских живописцев. Важными источниками пополнения фондов во второй половине XIX столетия становятся дарения и закупки у отечественных коллекционеров. За полтора столетия в Эрмитаже собрана одна из крупнейших мировых коллекций, насчитывающая около 3 млн. произведений искусства и памятников мировой культуры. В её составе – живопись, графика, скульптура и предметы прикладного искусства, археологические находки и нумизматический материал. Экспозиция музея расположена в более чем 350 залах. Особое место занимают парадные интерьеры Зимнего дворца. В музее открыты экспозиции Отдела античного мира, Западноевропейского отдела, Отдела Востока, Отдела первобытной культуры, Отдела истории русской культуры, «Золотой кладовой», нумизматики. В залах Эрмитажа регулярно экспонируются художественные собрания из крупнейших музеев мира.

В разных отделах музея хранятся произведения из собрания семьи Рерихов. В собрании Эрмитажа имеются археологические находки Н. К. Рериха, произведения западноевропейской и восточной живописи из коллекции семьи Рерихов, предметы русского быта, рукописи, редкие издания, живописные полотна Н. К. Рериха и С. Н. Рериха.

2018 год

Среда, начало в 17.00

5. Национальный музей «Киевская картинная галерея», Киев.

03 января 2018 года

До марта 2017 года – Киевский национальный музей русского искусства. Музей давно пользуется славой сокровищницы русской художественной культуры на Украине. В коллекции музея представлены произведения живописи, графики и скульптуры, декоративно-прикладного искусства, начиная с XIII столетия и до наших дней. Музей, созданный в 1922 году как Киевская картинная галерея, размещается в памятнике архитектуры – частном особняке, принадлежавшем Ф. А. Терещенко, построенном в середине 1880‑х годов архитекторами А. Н. Гуном и В. И. Николаевым. Организации музея предшествовала работа по выявлению художественных ценностей в Киеве, по национализации частных коллекций. Фундаментом музейного фонда стали собрания нескольких поколений семьи Терещенко – известных и крупных промышленников-сахарозаводчиков, активно занимавшихся благотворительностью и меценатством. И. Н. Терещенко финансировал деятельность Киевской Рисовальной школы Н. И. Мурашко, он и М. И. Терещенко поддерживали дружеские и деловые отношения со многими известными художниками второй половины XIX – начала XX века, чьи произведения преобладали в коллекции. В советское время в структуре КМРИ сформировались отделы древнерусского искусства XII–XVII веков, русского искусства XVIII–XX веков и советского искусства, в которых представлены живопись, скульптура, графика, художественные промыслы. В отделе художественной промышленности – изделия из фарфора XVIII–XX веков, а также работы мастеров Палеха и Хохломы. В настоящее время открыто более 30 залов; собрание насчитывает более 12 тыс. предметов. Среди древнейших произведений искусства – икона домонгольского периода «Борис и Глеб», памятник, созданный в Великом Новгороде в конце XII – первой половине XIII века. Гордостью музея являются произведения И. П. Аргунова, Д. Г. Левицкого, В. Л. Боровиковского, Ф. Ф. Щедрина, В. А. Тропинина, П. А. Федотова, Н. Н. Ге, И. И. Шишкина, И. Н. Крамского, М. М. Антокольского, В. В. Верещагина, В. Д. Поленова, И. Е. Репина, Н. А. Ярошенко, Н. Н. Ге, М. А. Врубеля, К. А. Коровина, М. В. Нестерова, Н. К. Рериха, П. П. Трубецкого и др. Советское искусство представляют работы художников С. В. Герасимова, В. И. Мухиной, Б. В. Иогансона, А. А. Пластова, А. А. Дейнеки, С. А. Чуйкова и др. Исторически сформированное собрание обусловило своеобразную неповторимость музея – единственного специализированного центра по изучению и популяризации русского изобразительного искусства за пределами России.

Творчество Н. К. Рериха представлено в музее небольшим, но ценным собранием живописных и графических произведений, созданных художником в период с 1902 по 1916 год. Собрание разнообразно по своему характеру и даёт представление о многогранности таланта великого русского художника, учёного, философа и путешественника.

6. Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Кострома.

07 февраля 2018 года

Является одним из старейших в России. Основан в 1891 году как Музей древностей при Костромской губернской архивной комиссии и занимал часть помещений в здании Дворянского Собрания. На начало ХХ века в его составе имелись церковный, доисторический и этнографический отделы. К торжествам, посвящённым 300-летию династии Романовых (1913), рядом с Дворянским собранием было выстроено новое здание, специально предназначенное для размещения в нём музея. Торжественное открытие нового музея, который получил название Романовского, состоялось в присутствии императора Николая II и его семьи 19 мая 1913 года. В последующие годы музей пережил ряд реорганизаций. Сегодня это четыре здания в центре города: Дворянское Собрание (первая половина ХIХ века), Романовский музей (1913), Гауптвахта (1820‑е), Пожарная каланча (1820‑е) и 16 филиалов в районных центрах Костромской области. Численность коллекции – свыше 500 тыс. музейных предметов.

Творчество Н. К. Рериха представлено в музее небольшим, но ценным собранием произведений, созданных художником в период с 1899 по 1917 год. Хороший повод вновь поговорить о темах «Н. К. Рерих и Пермский звериный стиль», «Н. К. Рерих и археология» и «Н. К. Рерих и Карелия».

7. Краснодарский краевой художественный музей имени Ф. А. Коваленко, Краснодар.

07 марта 2018 года.

Старейший музей на Северном Кавказе, основанный местным жителем Фёдором Акимовичем Коваленко (1866—1919), в 1904 году передавшим в дар городу свою коллекцию живописи, графики, археологических ценностей и книг, за что удостоился одобрения и приветствий от Л. Н. Толстого, И. Е. Репина, Н. К. Рериха и других деятелей культуры России. Наиболее значимые экспозиции музея располагаются в доме Батырбека Шарданова – памятнике архитектуры федерального значения начала ХХ века. Временные выставки проходят в обширном трёхэтажном здании бывшей Екатеринодарской конторы Государственного банка. Музей обладает коллекциями иконописи, классического русского и западноевропейского искусства, русского авангарда, японской цветной ксилографии XVIII–ХIХ веков, скульптуры и декоративно-прикладного искусства разных стран.

В коллекции музея хранится шесть произведений Н. К. Рериха 1901–1916 годов. С именем Н. К. Рериха связаны также три работы фламандско-нидерландской школы, до 1921 года находившиеся в его собрании.

8. Литературный музей Института русской литературы (Пушкинский Дом) Российской Академии наук, Санкт-Петербург.

04 апреля 2018 года

Пушкинский Дом создан 15 декабря 1905 года по инициативе ряда деятелей русской культуры. В 1899 году при Императорской Академии наук была создана Комиссия по подготовке празднования столетия со дня рождения А. С. Пушкина, которая изначально планировала поставить памятник поэту, однако постепенно идея трансформировалась в создание музея. В апреле 1906 году на приобретение библиотеки А. С. Пушкина были выделены правительственные средства, и она была передана Пушкинскому Дому, став началом огромной коллекции книг, рукописей и предметов, связанных с именем великого русского поэта. С 1995 года Пушкинский Дом входит в Государственный свод объектов особо ценного культурного наследия.

Литературный музей Пушкинского Дома – первый и самый крупный национальный общелитературный музей – один из трёх китов, на которых держится источниковедческая база исследовательской работы и издательской деятельности Пушкинского Дома и, конечно, не только его. Музей хранит более 200 тыс. единиц хранения изобразительных, документальных и историко-бытовых материалов, относящихся к русской литературе XVIII–XX веков. Богатство раритетных материалов таково, что позволяет строить на выставках самостоятельные историко-культурные сюжеты, такие, например, как акварельный портрет пушкинской эпохи, русская портретная живопись XIX века, мир русского альбомного рисунка (в Пушкинском Доме находится великолепное собрание русских альбомов), живопись и графика русских писателей, иконография Москвы и Петербурга, жизнь Петербурга в видовых и жанровых гравюрах и литографиях, русская усадьба XVIII–XIX веков и её обитатели, история русской фотографии, русские литературные кружки и салоны XIX – начала XX века и мн. др. Пушкинодомские экспозиции как бы компенсируют отсутствие в Санкт-Петербурге персональных музеев многих великих русских писателей.

Кроме собственных постоянных и сменных выставок материалы Пушкинского Дома неизменно дополняют выставки многих других культурных центров. При помощи Пушкинского Дома создавались музеи Ф. М. Достоевского – петербургский и семипалатинский, В. М. Гаршина – в Болгарии, Г. И. Успенского – в Чудове. Некоторые петербургские литературные музеи, в сущности, дочерние по отношению к Пушкинскому Дому: скажем, музей А. А. Блока с пушкинодомскими его экспонатами, временно туда переданными, – мебель, рисунки и т. п. И почти все основные пушкинские музеи в стране были созданы Пушкинским Домом и до поры до времени входили в его состав. Собрание документов Рерихов в Пушкинском Доме – одно из самых значительных в их родном городе.

9. Музей изобразительных искусств Монголии имени Дзанабадзара, Улан-Батор.

02 мая 2018 года

Основан в 1966 году в двухэтажном здании, построенном в 1905 году. В музее представлены уникальные произведения искусства, выполненные Ундур Гэгэном Дзанабадзаром – Первым богдыханом в 1635–1724 годах, такие как скульптуры «Белая тара», «Зелёная тара», «Боди-субурган» и др. Музей поначалу состоял из двух отделов: дореволюционного и послереволюционного. Но поскольку в выстроенном в середине 1980‑х годов 13‑этажном здании – Центре культуры – был выделен этаж для Галереи современного искусства Монголии, экспозицию перегруппировали и в старом здании остался Музей изобразительных искусств Монголии – с первобытных времён до первой половины XX века. Экспонируются предметы культуры из древней столицы Чингизидов Каракорума, предметы религиозного культа, обширная коллекция живописи и скульптуры. В экспозиции музея представлена богатая коллекция буддийской иконографии XIII–XVIII веков, контурные аппликации, ритуальные маски и костюмы мистерии Цам, прорисовки наскальных рисунков с III века до н. э. по XIII век н. э. и мн. др. Жемчужиной коллекции является полотно Н. К. Рериха «Ригден-Джапо – Владыка Шамбалы (Великий Всадник)» (1927), о котором пойдёт рассказ на лекции.


РЕРИХИ, ИХ ПРЕДШЕСТВЕННИКИ, СОВРЕМЕННИКИ,
СОТРУДНИКИ И ПРОДОЛЖАТЕЛИ

Лекции читает Владимир Леонидович Мельников – заместитель директора Музея-института семьи Рерихов по научной работе, кандидат культурологии

2017 – 2018 годы

2017 год

Среда, начало в 19.00

1. Александр Сергеевич Хренов – архитектор и добрый знакомый Н. К. Рериха.

13 сентября 2017 года

Имение Сменцово в Валдайском уезде Новгородской губернии, где Н. К. Рерих написал ряд своих произведений в 1915–1916 годах, в том числе гениальное стихотворение в прозе «Неотпитая чаша». Нет его больше на карте. А принадлежало оно чуткому к красоте человеку – петербургскому архитектору и художнику-акварелисту Александру Сергеевичу Хренову (1860, Санкт-Петербург — 13 января 1926, Вильжюиф), который в конце XIX века по своему проекту возвёл усадебный комплекс в другом своём имении неподалёку – Заключье. Его усадебный дом напоминает средневековый замок и является единственной более-менее хорошо сохранившейся постройкой в стиле модерн на территории современной Тверской области. К сожалению, на данный момент разрушается. Поэтому нуждается в защите! Николай Константинович и Александр Сергеевич были очень хорошо знакомы, Рерих не раз гостил у Хренова, об их общении и пойдёт речь на лекции.

2. Настоятели Свято-Успенского Псково-Печерского мужского монастыря и рериховское наследие.

11 октября 2017 года

В рериховской серии картин, этюдов и рисунков 1903 года, посвящённой старине, псково-печерские монастырские святыни занимают ведущее место. Н. К. Рерих и его супруга Е. И. Рерих работали в Псково-Печерском монастыре по благословению настоятеля, архимандрита Мефодия (Холмского) (1831—1906). Семнадцатого января 1931 года из своего имения в местечке Наггар в долине Кулу на севере Индии Н. К. Рерих писал своим американским сотрудникам: «Родные мои, посылаю вам сообщение Псковско-Печерского монастыря. Конечно, по финансовому положению Америки дело трудное, но монастырь замечательный и, может быть, что-то и удастся сделать». К своему письму Николай Константинович приложил исторический очерк о Псково-Печерском монастыре, составленный его настоятелем епископом Иоанном (Булиным) (1893—1941) и делопроизводителем архидиаконом Вениамином. На первой странице машинописной рукописи исторического очерка настоятель Псково-Печерского монастыря обратился к известному русскому художнику: «10/ XI 1930 г. Е. В. Б. Николаю Константиновичу Рериху с убедительнейшею просьбою о помощи древней обители. Настоятель монастыря Епископ Иоанн. Адрес обители: Eesti, Petseri klooster». Конечно, Николай Константинович Рерих отозвался на этот призыв о помощи любимому им монастырю. Видимо, ещё и поэтому архимандрит Алипий (Воронов) (1914—1975), управлявший монастырём с 28 июля 1959 года, знавший о размерах и видах этой помощи, имел особое отношение к Н. К. Рериху как художнику, стремясь собрать в своей коллекции как можно больше его произведений. Сиянием духа отмечена не только печорская старина, запечатлённая Н. К. Рерихом, но жизни его удивительных настоятелей-подвижников. Об этом и пойдёт речь на лекции.

3. Григорий Иванович Чорос-Гуркин и Николай Константинович Рерих.

08 ноября 2017 года

Судьба причудливо соединила имя Г. И. Чорос-Гуркина с именем Н. К. Рериха. И хотя почти нет никаких документальных свидетельств общения двух художников, в их судьбе и отношении к жизни существуют прямые параллели. Уже в начале их жизненного и творческого пути было немало общего. Оба они обучались в Императорской Академии художеств и могли встречаться в петербургских художественных кругах. В 1897 году Н. К. Рерих получает звание художника, а Г. И. Чорос-Гуркин в этот же год становится учеником профессора Академии И. И. Шишкина и посещает его мастерскую. С 1899 по 1904 годы Г. И. Чорос-Гуркин становится вольнослушателем Академии художеств по классу профессора А. А. Киселёва и постоянным участником осенних академических выставок. Г. И. Чорос-Гуркин также участвовал на выставках Императорского Общества поощрения художеств, в котором Н. К. Рерих более 20 лет был активным деятелем. Н. К. Рерих – один из первооткрывателей иконописного наследия Древней Руси. Г. И. Чорос-Гуркин обучался иконописи и много лет писал иконы, его можно отнести к числу первых алтайских иконописцев. Н. К. Рерих, и Г. И. Чорос-Гуркин были художниками-исследователями, изучали археологические памятники, делали этнографические зарисовки. Н. К. Рерих создавал живописную летопись стран и народов Азии. В полотнах Г. И. Чорос-Гуркина достойное отображение нашла культура и природа Алтая. После революции оба художника были вынуждены эмигрировать, сходство их судеб заключается также в том, что и Г. И. Чорос-Гуркин, и Н. К. Рерих активно занимались общественной деятельностью, просвещением. Оба посетили Монголию во время своих путешествий. Художников объединяет не только близость жизненных и творческих путей, но притяжение Алтая и предсказывание Н. К. Рерихом и Г. И. Чорос-Гуркиным великого будущего Алтаю: «Я верю в Алтай, в его будущность» (Г. И. Чорос-Гуркин). «Великое будущее предназначено этому замечательному средоточию…» (Н. К. Рерих). На лекции будут озвучены результаты последних исследований сотрудников СПбГМИСР (прежде всего, А. А. Савкиной) и Национального музея Республики Алтай имени А. В. Анохина (прежде всего, Р. М. Еркиновой).

4  Памяти Софии Сигизмундовны Рерих
и Лидии Константиновны Озеровой.

13 декабря 2017 года

Лекция посвящена малоизвестным страницам жизни двух женщин из семьи Рерихов. Первая – жена Бориса Константиновича Рериха София Сигизмундовна Рерих (урождённая Залесская), вторая – его старшая сестра Лидия Константиновна Озерова (урождённая Рерих). Они оставили светлый свет в истории нашего Отечества, участвовали в воспитании подрастающего поколения, общественной жизни Петрограда-Ленинграда, и достойны того, чтобы мы о них помнили. На лекции часть времени будет уделена и их супругам.

2018 год

Среда, начало в 19.00

5. Американский археолог Эдгар Ли Хьюитт – друг Н. К. Рериха.

10 января 2018 года

На лекции пойдёт речь об общении Н. К. Рериха с Эдгаром Ли Хьюиттом (1865—1946), американским археологом и антропологом, посвятившим себя изучению культуры коренных обитателей Нью-Мексико и прилегающих районов юго-западной части США, автором многочисленных статей и книг. Он внёс огромный вклад в формирование американского законодательства в области сохранения культурного наследия. В результате усилий Э. Л. Хьюитта 8 июня 1906 года президентом Т. Рузвельтом был подписан предварительно одобренный Конгрессом Закон об охране древностей («Antiquities Act») – первый закон подобного содержания в США. Закон давал президенту право ограничивать то или иное хозяйственное использование земель, принадлежащих Федеральному правительству. С момента принятия этот закон применялся более ста раз. Также Э. Л. Хьюитт был основателем и первым директором Музея изящных искусств Санта-Фе (1907), как и первым президентом Нагорного университета Нью-Мексико в Лас-Вегасе (New Mexico Highlands University). С ним Н. К. Рерих познакомился во время поездки в Аризону и Нью-Мексико в 1921 году. Во многом благодаря Эдгару Ли Хьюитту Н. К. Рерих побывал в районе Меса-Верде, в каньонах Чако, Де Шей и Тьюоньи, нескольких индейских пуэбло и, конечно же, в Гранд-Каньоне, что позволило ему увидеть настоящий облик американского Юго-Запада в его полноте и важнейших деталях. В дальнейшем Н. К. Рерих переписывался с учёным, неоднократно упоминал его в своих текстах. Очерк Н. К. Рериха «Монгольские эпосы» был включён в сборник, изданный к 70-летию Эдгара Ли Хьюитта.

6. Графы Бобринские в творческой судьбе Н. К. Рериха.

14 февраля 2018 года

Н. К. Рерих был знаком и тесно соприкасался по деятельности в сфере археологии с председателем Императорской Археологической комиссии России графом Алексеем Александровичем Бобринским (1852—1927). Также его внимание привлекла плодотворная деятельность другого представителя этого славного рода – графа Алексея Алексеевича Бобринского (1861—1938). Двадцать восьмого октября 1916 года, в «Биржевых ведомостях», Н. К. Рерих опубликовал восхищённую рецензию-отклик на издание графа Алексея Алексеевича Бобринского «Резной камень в России», где, в частности, писал: «Знаю, что резной камень (так же, как и прежние выпуски дерева) обратит на себя серьёзное внимание наших западных друзей. Никогда не встречал я графа Бобринского, но хочется сказать ему спасибо за прекрасную мысль давать в большом формате листы. Не убивая чрезмерным текстом возможности показать красоту в полном обличье и в частях, интересно ограниченных. Такие изображения надо широко разбросать и в школах, и в толпе».

7. Альберт Грюнведель в творческом наследии Рерихов.

14 марта 2018 года

Альберт Грюнведель (1876—1935) – немецкий индолог, тибетолог, буддолог, археолог, исследователь Центральной Азии. Родился в Мюнхене в семье художника Карла Грюнведеля. В 1876–1882 годы учился в Мюнхенском университете, где изучал историю искусств, археологию, классическую филологию, индологию, санскрит, пали, авестийский и тибетский языки. В 1883 году в этом же университете получил докторскую степень. Его профессиональная деятельность вплоть до ухода на пенсию в 1921 году была тесно связана с берлинским Музеем народоведения. Автор основополагающих трудов по истории буддизма в Индии и Тибете, индийской и тибетской иконографии и мифологии, археологии Центральной Азии, переводов на немецкий язык тибетских текстов. Альберт Грюнведель был инициатором и участником немецких Турфанских экспедиций 1902–1914 годов, руководителем первой (1902–1903) и третьей (1905–1907) экспедиций. Результаты и находки этих экспедиций (предметы искусства, образцы стенных росписей, фрагменты рукописей) получили высокую оценку научного сообщества. Многие произведения искусства, привезённые Альбертом Грюнведелем из Восточного Туркестана, были сразу же помещены в экспозицию Музея народоведения. Впоследствии они составили основу Музея индийского искусства в Берлине, в дальнейшем привлекли внимание Н. К. Рериха, использовавшем некоторые из них в трактовке художественных образов своих картин. Алберт Грюнведель – почётный профессор Берлинского университета (1891). На протяжении многих лет являлся членом Берлинского общества антропологии, этнологии и предыстории. Член-корреспондент Баварской Академии наук (1899), Восточного отделения Императорского Русского Археологического общества (1901), Историко-Филологического Отделения Императорской Академии наук по разряду восточной словесности (1908). Он и его труды неоднократно упоминаются в текстах Рерихов.

8. Борис Алексеевич Смирнов-Русецкий – последователь Н. К. Рериха.

11 апреля 2018 года

Последователь школы Архипа Ивановича Куинджи и Николая Константиновича Рериха, Борис Алексеевич Смирнов-Русецкий (1905—1993) писал в своём дневнике: «Искусство, в любых его формах, должно зажигать сердца». Наверное, поэтому у художника нет ни одной мрачной картины. Смирнова-Русецкого, участника группы художников-космистов «Амаравелла», называли мастером прозрачности, отдавая должное его неповторимой технике. «Встреча на всю жизнь» с Н. К. Рерихом состоялось у него в 1926 году в Москве. Спустя год картины «Амаравеллы» были представлены на международной выставке в Музее Николая Рериха в Нью-Йорке. Эта экспозиция положила начало мировой известности космистов. Живописцу Борису Смирнову-Русецкому был тогда 22 года. Вся его последующая жизнь проходила в орбите творческих идей Рерихов. Семнадцатого февраля 1990 года он возглавил Московское Рериховское общество, созданное на базе Мемориального кабинета Н. К. Рериха в Государственном музее Востока.


НИКОЛАЙ И СВЯТОСЛАВ РЕРИХИ И МИРОВАЯ КУЛЬТУРА

Лекции читают Анна Александровна Савкина – старший научный сотрудник Музея-института семьи Рерихов, кандидат искусствоведения – и Мария Николаевна Чеснокова – старший научный сотрудник Музея-института семьи Рерихов, кандидат культурологии

2017 – 2018 годы

2017 год

1. «Учитель жизни» А. И. Куинджи и соученики Н. К. Рериха.

(лекцию читает Анна Александровна Савкина – старший научный сотрудник СПбГМИСР, кандидат искусствоведения)

06 сентября 2017 года в 19.00

Лекция представит формирование творческого пути Н. К. Рериха, интерес к археологии и литературе, становление Рериха-художника. На лекции будет рассматриваться обучение в пейзажной мастерской А. И. Куинджи, педагогическая система Академии художеств и методы Куинджи-педагога. Мастерская А. И. Куинджи воспитала художников с оригинальным взглядом на мир: Н. К. Рериха, К. Ф. Богаевского, А. А. Рылова, А. А. Борисова, В. И. Зарубина, Е. И. Столицу, Г. О. Калмыкова, В. Пурвитиса. Об особенностях их художественного языка и о творческом взаимодействии с Н. К. Рерихом также будет рассказано на лекции.

2. Общественная деятельность Н. К. Рериха петербургского периода.

(лекцию читает Мария Николаевна Чеснокова – старший научный сотрудник СПбГМИСР, кандидат культурологии)

01 октября 2017 года в 16.00

Николай Константинович Рерих был активным членом многих художественных обществ Санкт-Петербурга, Москвы и других городов Российской империи. Среди них – «Мюссаровские понедельники» – общество, возникшее в 1881 году (первоначальное название – «Общество для вспомоществования сиротам и семействам художников, требующих призрения») и Императорское Общество поощрения художеств – российская общественная организация, основанная в 1820 году с целью развития и популяризации изобразительного искусства.

Н. К. Рерих входил в такие художественные общества, как Союз русских художников, Общество возрождения художественной Руси, Общество защиты и сохранения в России памятников искусства и старины и Императорское Общество архитекторов-художников.

Н. К. Рерих был одним из учредителей Общества им. А. И. Куинджи – объединения художников, основанного в 1909 году по инициативе и на средства А. И. Куинджи его учениками.

Н. К. Рерих был членом художественного общества «Мир искусства», основанного в 1898 году. С 1910 по 1913 года он был председателем этого общества, в котором участвовали Л. С. Бакст, А. Н. Бенуа, И. Я. Билибин, О. Э. Браз, И. Э. Грабарь, Г. И. Нарбут, М. В. Добужинский, Б. М. Кустодиев, Е. Е. Лансере, А. П. Остроумова-Лебедева, В. А. Серов, К. А. Сомов, С. П. Яремич и многие другие художники.

Н. К. Рерих был инициатором создания нескольких музеев в Санкт-Петербурге и за рубежом. Он был одним из создателей первого музея, посвящённого истории, культуре, быту Санкт-Петербурга, который был основан в 1907 году под названием Музей Старого Петербурга и стал предтечей Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Музей был организован членами Общества архитекторов-художников и объединения «Мир искусства». Также при Обществе архитекторов-художников была основана комиссия по созданию Музея Допетровского искусства и быта, открытого в 1909 году. Председателем комиссии был Н. К. Рерих.

Николай Константинович Рерих участвовал в пополнении собрания музея и исторического кабинета гимназии К. И. Мая, выпускником которой он был, входил в совет Общества возрождения художественной Руси, который курировал создание музея ратной славы России в Ратной палате Фёдоровского Государева Городка в Царском Селе. Предполагалось также открыть в Фёдоровском городке музей древнерусского искусства и зодчества. Первая мировая война изменила планы, и этот музей не был создан.

Н. К. Рерих участвовал в работе Художественно-промышленного музея им. Д. В. Григоровича, основанного при Императорском Обществе поощрения художеств в 1870 году. В этом музее экспонировались образцы декоративно-прикладного искусства.

С наибольшей полнотой идеи Н. К. Рериха в области музейного дела воплотились в создании Музея русского искусства при Рисовальной школе ИОПХ, основанного им в 1915 году. Н. К. Рерих возглавил совет музея. По его замыслу, основу коллекции Музея русского искусства должны были составить произведения изобразительного искусства: живописи, скульптуры, пожертвованные художниками и коллекционерами.

3. Педагогическая деятельность Н. К. Рериха.

(лекцию читает Мария Николаевна Чеснокова – старший научный сотрудник СПбГМИСР, кандидат культурологии)

12 ноября 2017 года в 16.00

Сотрудничество Николая Константиновича Рериха с Императорским Обществом поощрения художеств (далее – ИОПХ) началось в 1898 году, когда он стал помощником директора музея при ИОПХ и одновременно помощником редактора журнала «Искусство и художественная промышленность». В 1906 году Н. К. Рерих занял пост директора Рисовальной школы Императорского Общества поощрения художеств. В то время вице-президентом ИОПХ был Михаил Петрович Боткин (1839—1914) – художник, академик живописи и коллекционер. Преподавателями Рисовальной школы в разные годы были И. Н. Крамской, П. П. Чистяков, П. К. Клодт, В. В. Верещагин, И. Е. Репин. Н. К. Рерих был директором и попечителем Рисовальной школы ИОПХ до 1918 года.

На посту директора Рисовальной школы Н. К. Рерих осуществил ряд преобразований, которые коснулись как организации школьной жизни, так и программ обучения.

Педагогическая деятельность Николая Константиновича не ограничивалась стенами Рисовальной школы. По его инициативе были созданы Женские курсы высших архитектурных знаний и Мастерские для увечных воинов в Санкт-Петербурге, организованы занятия художественного кружка в университете.

Первым и наиболее заметным центром педагогической активности Рериха в США был Мастер-Институт Объединённых Искусств (Master Institute of United Arts), основанный 17 ноября 1921 года в Нью-Йорке.

4. Н. К. Рерих и художественные объединения России.

(лекцию читает Анна Александровна Савкина – старший научный сотрудник СПбГМИСР, кандидат искусствоведения)

06 декабря 2017 года в 19.00

Творчество Н. К. Рериха–художника многогранно, он занимался живописью и декоративно-прикладным искусством, театрально-декорационным искусством. Но его работы объединяет бережное отношение к истории и культуре, символическое переосмысление темы. Это сближает Н. К. Рериха с художниками «Мира искусства», с художественным объединением в Талашкино, с Обществом Возрождения художественной Руси и многими другими, он живо откликался на художественные поиски модернистов. Лекция будет посвящена творческим взаимосвязям Н. К. Рериха и русских художников.

* * *

2018 год

5. Н. К. Рерих и Рисовальная школа Императорского Общества
поощрения художеств.

(лекцию читает Мария Николаевна Чеснокова – старший научный сотрудник СПбГМИСР, кандидат культурологии)

21 января 2018 года в 16.00

История Общества началась 30 ноября 1821 года, когда инициаторы его создания подписали «Основные правила для руководства к деятельности общества».

Общество оказывало поддержку молодым художникам, выделяя пенсии для работы за границей, пособия, давая заказы на рисунки для изданий, копии с картин. Издательская деятельность Общества способствовала распростране­нию репродукционной литографии.

20 декабря 1857 года Общество поощрения художников приняло в своё ведение Санкт-Петербургскую рисовальную школу для вольноприходящих.

В 1860 году Обществом были учреждены открытые ежегодные конкурсы по живописи и прикладным искусствам.

7 марта 1882 года был принят новый устав Общества, согласно которому оно стало именоваться Императорским Обществом поощрения художеств.

Н. К. Рерих занял пост директора Рисовальной Школы Императорского Общества поощрения художеств в 1906 году. В то время вице-президентом Императорского общества поощрения художеств был художник, академик живописи и коллекционер М. П. Боткин (1839—1914). Рерих был директором Рисовальной школы Императорского общества поощрения художеств до 1917 года.

В ноябре 1918 года Рисовальная школа Всероссийского общества поощре­ния художеств подверглась национализации.

Не прекращалась деятельность Школы, получившей название Художест­венно-педагогического училища, в годы войны.

В 1968 году постановлением Совета министров СССР училищу было присвоено имя Владимира Александровича Серова. Спустя 16 лет возникла идея о присвоении училищу имени Н. К. Рериха.

6. Художественная деятельность Н. К. Рериха и С. Н. Рериха
в США и Индии
(направления творчества, выставочная деятельность,
взаимодействие с художниками).

(лекцию читает Анна Александровна Савкина – старший научный сотрудник СПбГМИСР, кандидат искусствоведения)

07 февраля 2018 года в 19.00

В США, а затем в Индии начинается новый этап общественной и художественной деятельности Н. К. Рериха и его сына С. Н. Рериха, который именно в Америке формируется как художник, сначала помогая отцу в его творческих проектах, а затем создавая собственные работы, участвуя в выставках и общественной жизни. Масштабы деятельности Рерихов в США и Индии внушительны. Открывается Мастер-Институт Объединённых Искусств в Нью-Йорке, международное объединение художников «Cor Ardens» в Чикаго, Международный центр искусств «Corona Mundi» в Нью-Йорке, и издательство «Алатас» при нём. Индия стала второй родиной для Рерихов, здесь продолжилось культурное строительство. Был основан Институт Гималайских исследований «Урусвати», директором которого был Ю. Н. Рерих. С. Н. Рерих основал Центр искусств Карнатака Читракала Паришатх (Karnataka Chitrakala Parishath), в котором размещались Художественная галерея, хранящая уникальные художественные коллекции индийского искусства, и школа искусств при галерее. При этом творчество Николая и Святослава Рерихов, питаясь от новых источников, обогащалось, обретало новые темы и формы выражения.

7. Общественная деятельность Н. К. Рериха,
посвящённая защите памятников культуры.

(лекцию читает Мария Николаевна Чеснокова – старший научный сотрудник СПбГМИСР, кандидат культурологии)

04 марта 2018 года в 16.00

Идеи о необходимости разработки правовых документов, призванных защитить культурные ценности, зародились у Николая Константиновича Рериха ещё в годы учёбы на юридическом факультете Императорского Санкт-Петербургского университета (1893–1898).

В 1915 году художник ознакомил Николая II с предложением обеспечивать сохранность культурного достояния в военное время путём соглашения между странами, однако в то время эти идеи развития не получили. Международный договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников, известный во всем мире как Пакт Рериха, был подписан 15 апреля 1935 года в Вашингтоне. Представители двадцати одной страны поставили на документе.

«Исторические памятники, музеи, научные, художественные, образовательные и культурные учреждения считаются нейтральными и как таковые пользуются уважением и защитой воюющих сторон. Таким же уважением и защитой пользуются сотрудники вышеназванных учреждений. Такое же уважение и защита распространяются на исторические памятники, музеи, научные, художественные, образовательные и культурные учреждения как во время войны, так и в мирное время», – говорилось в первой статье документа. К Договору прилагался образец отличительного флага – Знамени Мира. Знамя, представляющее собой изображение красной окружности с заключёнными в ней тремя красными кружками на белом фоне, должно было зримо обозначать право учреждения культуры на покровительство и уважение со стороны воюющих государств. Николай Константинович Рерих так описывал Знамя Мира: «Предложенное Знамя имеет на белом фоне в круге три соединённые амарантовые Сферы как символ Вечности и Единения». Знамя Мира Н. К. Рерих сравнивал с флагом Красного Креста: «Человечество привыкло к знаку Красного Креста. Этот прекрасный символ проник не только во времена военные, но внёс во всю жизнь ещё одно укрепление понятия человечности. Вот такое же неотложное и нужное всем, от малого до великого, и должен дать, подобный Красному Кресту, Знак Культуры».

8. Последователи Н. К. Рериха
(художники «Амаравеллы» Б. А. Смирнов-Русецкий и В. Т. Черноволенко; И. Р. Рудзите и Л. Р. Цесюлевич; А. И. Гелич).

(лекцию читает Анна Александровна Савкина – старший научный сотрудник СПбГМИСР, кандидат искусствоведения)

04 апреля 2018 года в 19.00

Идеи русского космизма, созвучные философским взглядам Рерихов, воплотились в творчестве художников объедениения «Амаравелла», которое работало в Москве в 1923–1928 годах. Под влиянием Н. К. Рериха и М. Чюрлениса члены группы (А. П. Сардан (Баранов), Б. А. Смирнов-Русецкий, П. П. Фатеев, В. Т. Черноволенко, С. И. Шигалев) создавали живопись и графику, сочетающую инопланетно-галактические темы с мотивами учений Востока. В отдельную группу можно выделить творчество художников, работающих на Алтае и воспринявших мессианское предназначение края: Л. Р. Цесюлевича, И. Р. Рудзите, А. И. Гелича.


ОБРАЗЫ НАРОДНОГО ПРАВОСЛАВИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ Н. К. РЕРИХА

Лекции читает Виктория Александровна Шуршина – заведующая
экспозиционно-выставочным отделом Музея-института семьи Рерихов

2017 – 2018 годы

2017 год

Пятница, начало в 18.00

1. Вводная лекция.

22 сентября 2017 года

На лекции раскрываются следующие темы: изучение народного православия Н. К. Рерихом; «Голубиная книга» и другие апокрифические памятники; «деревенские святыни» на полотнах Н. К. Рериха.

2. Мать-Сыра Земля. Богородица. Матерь Мира.

27 октября 2017 года

По мере распространения христианства в народном сознании возник параллелизм образа Матери-Земли с образом Богородицы. Так, в крестьянском быту России в XIX веке образ земли как земли-кормилицы, земли рождающей, плодоносящей, приравнивался, а иногда отождествлялся с образом Богородицы. Образ Богоматери – один из центральных и выстраданных в литературном и художественном наследии Николая Рериха. Художник создаёт целый ряд Образов, которые отражают единый облик, близкий каждому человеку и всем народам – облик Матери всего сущего. Поэтому работы на эту тему синтезируют религиозные и художественные традиции разных народов, в том числе и русское народное православие.

3. «Спас – Милостивый, Спас – Кроткий, Спас – Всеведущий…».

24 ноября 2017 года

Образ Иисуса Христа тщательно проработан в литературном и художественном творчестве Н. К. Рериха. С одной стороны художник следует специфическому русскому восприятию образа Иисуса Христа, закреплённому в народном менталитете. Русский народ в своей религиозности «живёт» с Христом страдающим. Наиболее значительные творения мастера – это образы Спаса Нерукотворного, в которых воплотились по-народному мощный монументальный дух и драматическое переживание времени. С другой стороны, у Рериха Христос стоит в ряду Великих Учителей человечества. Художник воплощает идеи первых христиан, называвших себя «гностиками», что подчёркивает обладание особым знанием. Отсюда образы Христа-Путника, Христа-Учителя и т. д.

4. Образ Николая Чудотворца.

22 декабря 2017 года

Николай Мирликийский – один из наиболее почитаемых на Руси святых. В народной традиции его почитание приближается к почитанию Богородицы и Иисуса Христа. К образу этого Святителя Николай Рерих неоднократно обращался в литературном и художественном творчестве. В своих произведениях Рерих воплотил народное почитание заступника и помощника. «Свет сударь Микола Многомилостивый» и «Чудотворец» воспринимался народом как воплощённая помощь в самых трудных ситуациях. Никола воспринимался и как покровитель Русской земли.

2018 год

Пятница, начало в 18.00

5. Стражи грозные. Ангелы, архангелы.

26 января 2018 года

Образы этих небесных существ, возникающие неоднократно в творчестве Н. К. Рериха, основаны на их народном представлении и понимании. Содержание этих образов художник почерпнул как из апокрифических сказаний о сотворении мира, фольклорных текстов, так и из библейских апокалипсических преданий.

6. Святые труженики.

22 февраля 2018 года

Взаимовлияние языческой и христианской культур привело к изменению образов христианских святых. Главная особенность, которой наделяет святых народное сознание – это их постоянная деятельность, трудничество. Святые проживают год за годом вместе с крестьянином: весной пробуждают природу, выгоняют скот, летом заботятся об урожае, помогают его собрать и т. д. С таких же позиций воспринимает Н. К. Рерих «прекрасный мудрый подвиг» христианских святых. «Они трудились бесконечно. Они были здесь, здесь, на Земле, они встречались с теми же самыми препятствиями, с тем же самым невежеством, суеверием и нетерпимостью. Своим светлым познанием они побеждали тьму; они-то знали вечный закон, что давая, мы получаем. В этом осознании, в этом созидательном труде они стали истинными Светочами» – пишет он в статье «Семь святых». На полотнах художника оживают образы святых князей Бориса и Глеба, Александра Невского, молельника народного Прокопия Праведного, воина Меркурия Смоленского и т. д.

7. «Высокий Воспитатель русского народного духа» Сергий Радонежский.

23 марта 2018 года

Масштаб деяний святого Сергия Радонежского, неутомимого труженика, духовного подвижника, трудно разом охватить мыслью. Основатель Троице-Сергиевой Лавры, ставшей духовным и культурным центром Московских земель. Учитель многих прославившихся русских святых, основавших впоследствии на Руси свыше 150 монастырей, которые стали источниками просвещения. Обращаясь к образу Сергия Радонежского, Н. К. Рерих писал: «Истинный Подвижник Православия, Воевода за правду и строительство Преподобный Сергий Радонежский является крепким прибежищем русского народа во все трудные годины земли русской». Несомненно, что на изображение Сергия как труженика на полотнах Н. К. Рериха повлияла фольклорная традиция, народное отношение к труду.

8«Свет побеждает тьму». Георгий Победоносец.

27 апреля 2018 года

Георгий – великий победоносец, его просят о помощи в борьбе с врагами родной земли, его видят предстоящим перед престолом Господа как «помощника и тёплого заступника». «Пленных освободитель», «нищих защитник», «немощных врач» – так он назван в Житии. К Святому Георгию обращаются также с просьбой о здравии душевном и телесном, и о плодородии земли – ведь его имя в переводе с греческого означает «земледелец». Повсеместно святого Георгия почитали как покровителя домашнего скота и пастухов. В творческом наследии Рериха есть много обращений к этому образу, значение которого художник-философ возводит до уровня победы света над тьмой.

9. Илья Пророк.

25 мая 2018 года

Илья Пророк, так же как Святой Николай, – один из наиболее почитаемых на Руси святых. Особенно в Новгородской и Псковской губерниях, где построено большое количество храмов, освещённых в его честь. Основным из библейских преданий об Илье, унаследованным народной традицией, стал сюжет об огненной колеснице, в которой пророк живым был вознесён Богом на небо. Этот сюжет послужил основой для многочисленных вариаций народных рассказов о пророке. «Огненное восхождение пророка Ильи» стало также наиболее популярным фрагментом и его иконографического жития. В изображении этой композиции обязательной деталью является красный ореол вокруг возносящейся с пророком колесницы. К огненному образу Ильи Пророка Н. К. Рерих в своём творчестве обращался не раз.


ВОСТОЧНЫЕ ШТУДИИ

Куратор цикла лекций – Светлана Ивановна Марахонова, кандидат
исторических наук, научный сотрудник Отдела Древнего Востока ИВР РАН

2017 – 2018 годы

2017 год

Среда, начало в 19.00

1. Система иэмото – фундаментальная основа школ
традиционных искусств Японии.

20 сентября 2017 года

Лектор – Анастасия Анатольевна Борисова, преподаватель кафедры японоведения Санкт-Петербургского государственного университета. 

Система иэмото является организационной структурой школ японских традиционных искусств, таких как чайная церемония, икэбана и многих других. Титул «иэмото» может носить только глава школы, и ему же принадлежат исключительные права на управление всей организацией. Например, иэмото имеет право изменять правила школы, выдавать лицензии на преподавание, даже наделять артистическим именем особо отличившихся учеников. Место главы школы передается по наследству, и долгое время во главе школы мог стоять только мужчина (за исключением чисто женских искусств), который принимал не только титул, но и имя своего предшественника. Так, во главе школы Омотэсэнкэ (чайная церемония) стоит Сэн Соса XIV. Система иэмото подвергается резкой критике за консерватизм и строгость иерархии, однако сами обучающиеся в школах отмечают, что благодаря такой жесткой вертикальной организации, удается сохранить саму суть традиционных искусств. Яркие характерные черты системы иэмото прослеживаются и в сферах, далеких от искусства, что говорит о том, что система иэмото является важным социальным институтом современной Японии.

2. Рыбный промысел в Иране как сфера интересов российского капитала во второй половине ХIХ – начала ХХ веков.

18 октября 2017 года

Лектор – Ирина Константиновна Павлова, кандидат исторических наук, доцент кафедры Истории, философии и культурологии Высшей школы технологии и энергетики – Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна.

Одним из ярких примеров деятельности российских предпринимателей в Иране во второй половине XIX – XX веков служит предприятие астраханского купца С. М. Лионозова (1846—1894), положившего начало ловли рыбы в южных водах Каспийского моря и её переработки. Основанное им дело стало быстро развиваться. Оно приносило пользу не только самому купцу, но способствовало расширению российско-иранских экономических связей, созданию новых рабочих мест для жителей северных провинций Ирана, вовлечению их в орбиту российского влияния. Несмотря на то, что предприятие С. М. Лионозова официально считалось частным, на протяжении всего своего существования, вплоть до Октябрьской революции 1917 года, оно защищало интересы государственного капитала Царской России. Важные документы, касающиеся этой темы, были обнаружены нами в Архиве Внешней политики Российской империи (Москва), которые и были положены в основу нашего сообщения. До сих пор, насколько нам известно, они еще мало используются исследователями и представляют несомненную ценность для оценки русско-иранских отношений в указанный период.

3. Из истории Передней Азии до Ветхого Завета:
какими путями шли люди. X‑I тысячелетия до н. э.

15 ноября 2017 года

Лектор – Надежда Олеговна Чехович, советник ИВР РАН.

В докладе освещаются некоторые эпизоды истории Ближнего Востока, в
частности, проблемы межрегионального обмена, торговли, военных походов. Многие материалы касаются лишь недавно сделанных учеными открытий: от культового межплеменного комплекса Гёбекли-тепе на территории 
Турции до походов вавилонского царя Набонида.

4. Восточные художественные коллекции из дворцов и домов
Петрограда после русских революций 1917 года. По материалам РГАЛИ.

20 декабря 2017 года

Лектор – Светлана Ивановна Марахонова, кандидат исторических наук, научный сотрудник Отдела Древнего Востока ИВР РАН.

Одной из важных задач советской власти с первых лет её существования был поиск предметов и коллекций, обладавших музейной и художественной ценностью, и постановка их на государственный учёт. Сначала этим занимался Отдел по охране, учёту и регистрации памятников искусства и старины Наркомпроса, позднее Государственный музейный фонд. Среди этих коллекций было много восточных: картины, скульптура, предметы материальной культуры и оружие. Тема эта ещё недостаточно исследована, хотя неплохо документирована. На основе архивных материалов будет воссоздана картина тех давних событий.

* * *

2018 год

Среда, начало в 19.00

5. К традиции примеров в тибетской
средневековой литературе
XII‑Хвеков.

17 января 2018 года

Лектор – Елена Александровна Хамаганова, кандидат филологических наук, доцент ЛГУ имени А. С. Пушкина.

В средневековой тибетской литературе широкое распространение получили сборники фабульных повествований, представляющие собой изложение основных положений буддийского учения и иллюстрирующие их извлечения из различных сочинений в виде преданий, легенд, сказок, пословиц, выполняющих разъяснительную и дидактическую функции. Нами рассматриваются генезис и основные этапы развития религиозно-дидактической словесности, закономерности её появления в Тибете в период раннефеодальной эпохи. Значительное внимание уделяется проблемам жанровой характеристики данной литературы.

6. Монгольский роман сегодня.

21 февраля 2018 года

Лектор – Марина Павловна Петрова, кандидат филологических наук, доцент СПбГУ.

В ХХI век монгольская литература вошла вооружённая европейской жанровой системой, возрождающимися национальными традициями и богатым опытом реалистического описания действительности.

В минувшем ХХ веке произошла очень важная трансформация жанровой системы монгольской художественной словесности от литературы средневекового типа к литературе западноевропейского образца. Появились и получили своё развитие как жанры малой прозы – миниатюра, эссе, новелла, рассказ, так и крупные эпические формы – повесть и роман. Заняла подобающее ей место и драматургия как синтез литературы и сценического искусства. Поэзия, традиционно превалировавшая над прозой в течение всего обозримого исторического периода, к концу ХХ века потеряла количественное превосходство, но заметно обогатилась такими формами, как, например, сонет, элегия, блюз.

Глубокие национальные традиции устного народного творчества и литературы средневекового типа служат монгольской художественной словесности новейшего времени неисчерпаемым источником тем, героев, персонажей, приёмов письма. Они словно крепкие багана подпирают тооно юрты новой литературы нынешних кочевников. Каждое современное художественное произведение высокой пробы всё так же «пропитано ароматом степей».

Для того чтобы определить ориентиры, наметить магистральные линии дальнейшего развития литературного процесса в целом, выделить знаковые имена в мозаичном поле новейшей монгольской художественной словесности имеет смысл обратиться именно к жанру романа.

Этот универсальный жанр будет рассмотрен с точки зрения развития традиционных и создания новых повествовательных стратегий. Монгольские романисты ХХI века предоставляют нам для этого обширный фактологический материал. Пользуясь методом историко-литературного анализа произведений современных авторов, мы можем сегодня констатировать развитие жанра романа в трёх основных направлениях: реалистическом, модернистском и постмодернистском.

7. История школ чайной церемонии дома Сэн.

21 марта 2018 года

Лектор – Анастасия Анатольевна Борисова, преподаватель кафедры японоведения Санкт-Петербургского государственного университета.

Три известные школы чайной церемонии – Урасэнкэ, Омотэсэнкэ и Мусянокодзисэнкэ ведут свою историю от человека, которого называли родоначальником чайной церемонии в Японии – Сэн-но Рикю (1522—1591). До сих пор его потомки стоят во главе этих школ. Именно эти школы – три школы дома Сэн – являются образцом, на который так или иначе равняются остальные школы чайной церемонии.

8. Китайский пантеон на китайской народной картине.

18 апреля 2018 года

Лектор – Татьяна Игоревна Виноградова, кандидат исторических наук, зав. Отделом литературы стран Азии и Африки Библиотеки Академии наук.

Доклад о религиозной системе, богах и духах китайской народной религии, как они запечатлены китайской простонародной графикой. Обширную коллекцию подобных изображений привёз из своих путешествий по Китаю в первые десятилетия прошлого века академик Василий Михайлович Алексеев.

9. Духовная культура Вьетнама.

16 мая 2018 года

Лектор – Екатерина Юрьевна Кнорозова, научный сотрудник Отдела литературы стран Азии и Африки Библиотеки Академии наук, доцент восточного факультета СПбГУ.

Вьетнам относится к странам дальневосточного культурного региона. Соседство с китайской империей, политические и культурные контакты с ней сформировали особенности вьетнамской культуры. Уже в эпоху зависимости от Китая (111 год до н. э. – 939 год) вьетнамцы освоили китайскую иероглифическую письменность. Существовала во Вьетнаме и оригинальная письменность ном, созданная на базе китайских иероглифов. Вместе с языком и письменностью пришли во Вьетнам литература и идеология, и прежде всего ‑ конфуцианство. Уже во времена эпохи зависимости в стране начали изучать конфуцианские канонические книги. В религиозно-мифологической системе вьетнамцев ощущается воздействие даосизма. В культурном развитии Вьетнама большую роль сыграл буддизм. Существенным компонентом религиозных воззрений вьетов, веривших в существование огромного числа духов, населявших весь окружающий мир, являлся также анимизм. Широкое распространение получил во Вьетнаме культ предков, а также сложившийся на его основе культ обожествленных реальных личностей.


РЕРИХИ И АРХЕОЛОГИЯ

Лекции читает Татьяна Сергеевна Матехина – старший научный сотрудник Музея-института семьи Рерихов, кандидат исторических наук

2017 год

Четверг, начало в 18.00

1. Рерихи и археология. Вводная лекция.

28 сентября 2017 года

Н. К. Рерих – художник, археолог и путешественник – познакомился с археологическими раскопками в детстве. За годы обучения в гимназии и университете его юношеское увлечение археологией достигло профессионального уровня и стало одним из его основных занятий. Н. К. Рериха интересовали исследования древних культур Европы, Азии, Северной Америки. В период становления археологии как науки Н. К. Рерих был одним из тех, кто изучал древнерусские погребения и поселения, памятники каменного века, центральноазиатские древности, разрабатывал методику их исследования, занимался вопросами учёта и сохранения культурного наследия. В этих археологических изысканиях принимали участие члены его семьи, коллеги и друзья.

2. Археологическое собрание Рерихов.

26 октября 2017 года

Н. К. Рерих с детства занимался коллекционированием и увлекался древностями. Часть своих археологических находок он сразу же передавал в различные музеи. Другая часть их долго оставалась в семейном собрании. Особую ценность представляла коллекция предметов каменного века. В настоящее время предметы из археологического собрания Рерихов находятся в нескольких музеях Российской Федерации.

3. Археологические мотивы в творчестве Н. К. Рериха.

23 ноября 2017 года

Тема древности занимает видное место в творчестве Н. К. Рериха. Им сделаны изображения многих археологических памятников. Археологический материал дал ему возможность создать достоверные исторические образы, воплощённые в разных художественных жанрах и изобразительных техниках, а также в его литературных произведениях.


ИСТОРИЯ ОСОБНЯКА М. П. БОТКИНА

Лекции читает Елена Вячеславовна Бакалдина – старший научный сотрудник Музея-института семьи Рерихов, кандидат исторических наук

2017 – 2018 годы

2017 год

Четверг, начало в 17.00

1. Особняк в XVIII веке.

09 ноября 2017 года

Особняк, известный сейчас под названием «Дом М. П. Боткина», построен по образцовому проекту для дома «именитых» в первой трети XVIII века. Первые известные историкам владельцы были князья Репнины (И. А. и П. И. Репнин). Дом был запечатлён на нескольких планах города Санкт-Петербурга в течение XVIII века.

2. Особняк при Грошопфах, И. А. Лемане и В. П. Брискорне.

14 декабря 2017 года

В 1809 году особняк приобретает И. Ф. Грошопф, и до 1880 года в нём проживает семья Грошопфов, наследники которой перепродают дом двум офицерам И. А. Леману и В. П. Брискону, превратившим особняк в доходный дом.

2018 год

Четверг, начало в 17.00

3. Особняк при Боткиных.

15 февраля 2018 года

С 1883 года дом принадлежит семье Боткиных. При них архитектор А. К. Бруни надстраивает мансарду и перестраивает внутренние помещения. Дом становится известным благодаря ценнейшей коллекции, собранной М. П. Боткиным.

4. Особняк в 1920-е годы.

22 марта 2018 года

После Октябрьской революции особняк национализирован, и бывшие владельцы вынуждены взять его в аренду у государства. Однако на помещения дома претендуют сразу несколько организаций – клуб рабочих Трубочного завода, Детский дом, Геофизическая обсерватория, Библиотека-музей им. Плеханова, Немецкое культурно-просветительское общество.

5. От Василеостровского Народного суда
до Музея-института семьи Рерихов.

19 апреля 2018 года

В 1930-м году в особняк вселяется Василеостровский народный суд, и до 1964 года он делит помещения с сестрами Боткиными, получившими разрешение жить в квартире дома до своей смерти. Лишь в 2003 году Василеостровский суд переезжает в другое здание, а особняк передают Музею–институту семьи Рерихов.