+7 (812) 323-08-85
Васильевский остров, 18-я линия, д.1

Перфоманс по пьесе-мистерии Н. К. Рериха «Милосердие» (24 ноября и 12 декабря)

Метки:
Версия для печатиВерсия для печати

24 ноября в 19.00 и 12 декабря в 19.00 в музее-институте семьи Рерихов состоятся показы спектакля по единственной сохранившейся до наших дней пьесе «Милосердие» великого русского художника Николая Константиновича Рериха. В ноябре 2017 года исполняется сто лет со дня написания пьесы, тем более велико значение спектакля, который является первым сценическим воплощением этого глубокого, прозорливого и гуманистического текста. В спектакле принимает участие Заслуженный артист России Сергей Барковский.

Представление создано в духе мистерии, то есть интерактивного, как говорят сейчас, или площадного, как говорили в старину, действия. Интерьеры музея стали местом действия – Дубравой, Белой Башней, площадью гибнущего города Гайи. Сам автор определял пьесу как «народное наивное действо в семи картинах», а в письме к А. Бенуа – «мистерия». Произведение было создано Рерихом в Сердоболе (теперь Сортавала), куда Николай Константинович переехал по совету врачей в 1916 году из Петербурга в связи с затяжной хронической пневмонией. Пьеса была начата 1 ноября, а 12 ноября уже закончена.
Поражает провидческое содержание пьесы, написанной под впечатлением катаклизмов Первой мировой войны, Февральской и Октябрьской революций. Дух великого гуманиста восставал против зверств и разрушений ценностей культуры. Этот гневный протест сопровождался несломимой верой в грядущую новую эпоху торжества Разума и Света.
Рерих был убежден в существовании глубоких связей древних культур Индии и России, и в пьесе «Милосердие» чувствуются «индийские мотивы», а в конце приводится вольный перевод из стихотворения Р. Тагора «Где мудрость страха не знает». Имя главного героя пьесы, Гайятри, тоже индийское. Это название священной «спасительной песни», с которой жрецы-брамины обращались к Солнцу. Мыслитель, вдохновлявший Рериха на создание этого образа, – великий индийский подвижник Рамакришна, духовным влиянием которого пронизано мировоззрение автора.

Постановка приурочена к столетнему юбилею революционных событий в России. Николай Рерих был справедливо назван современниками «величайшим интуитивистом эпохи». В своем творчестве – как изобразительном, так и литературном – он выразил свои предчувствия и прозрения в суть происходящего. Картины Рериха из т.н. «пророческой серии» довольно хорошо известны публике, чего не скажешь о литературных произведениях, написанных в тревожном 1917 году. Его мысли и наблюдения не только не потеряли актуальности, но могут помочь современному человеку выстроить иерархию вечных и преходящих ценностей в бурном и изменчивом мире.

Над спектаклем работали:
Режиссер – Марина Ордина, актриса одного из лучших драматических театров Петербурга. Обращение к драматургии Рериха – это ее третья режиссерская работа. Первая - это спектакль «Подруги», посвященный всем женщинам, на чью молодость пришлась Великая Отечественная война, с огромным успехом уже пятый сезон идет на сцене Молодежного театра на Фонтанке. Вторая работа режиссера – спектакль «История одной любви», вышел к 125-летию М. А. Булгакова, посвящен любви писателя к его жене, его музе, вдохновительнице и хранительнице Елене Сергеевне Булгаковой.
Художник-постановщик – Наталья Зубович, многие годы проработала главным художником Смоленского драматического театра, а также выпустила спектакли в Ростове-на-Дону, Иванове, Санкт-Петербурге.
Музыкальные оформление спектакля - интереснейший петербургский композитор Сергей Патроманский, работающий во многих театрах северной столицы, таких, как Балтийский Дом, Александринский театр, Молодежный театр на Фонтанке. Кроме того, премьеры последних лет режиссера с мировым именем – Жолдока, выпущены совместно с Сергеем Патроманским.
Балетмейстер – молодая, талантливая студентка Евгения Чураева, ученица Народного артиста России проф. С. Я. Спивака.
В спектакле заняты опытные мастера сцены: Заслуженный артист России Сергей Барковский, артисты Вадим Волков, Константин Хасанов, Полина Албот, Екатерина Высоцкая, Юлия Радионова, а также талантливая молодежь – студенты БИЭППа, курс Заслуженной артистки России Дарьи Юргенс.
Премьера спектакля состоялась 31 октября, в рамках фестиваля «Ситар в Петербурге».