+7 (812) 323-08-85
Васильевский остров, 18-я линия, д.1

Выставка "Философский пейзаж" (до 24 сентября)

Версия для печатиВерсия для печати

Произведения А.И. Куинджи, Н.К. Рериха, Б.А. Смирнова-Русецкого и других выдающихся мастеров пейзажа, представлены на выставке «Философский пейзаж». Она приурочена к 100-летию проведения первой выставки Общества имени А.И. Куинджи и посвящена идеям русского космизма в отечественном искусстве.

Архип Иванович Куинджи возглавлял пейзажную мастерскую в высшем художественном училище при Императорской Академии художеств с 1894 по 1897 годы. Его преподавательская деятельность составила целую эпоху в развитии русского пейзажа начала XX века. Он воспитал художников с оригинальным взглядом на мир: Н. К. Рериха, К. Ф. Богаевского, А. А. Рылова, А. А. Борисова, В. И. Зарубина, Е. И. Столицу и других. Произведения этих мастеров можно увидеть на выставке. Куинджи основал художественное направление «романтический пейзаж». Спустя тридцать лет в «Листах дневника» Рерих вспоминал своих соучеников-«куинджистов»: «Аркадий Рылов укрепил себя на одной из лучших страниц русского искусства. <…> Работали мы с Рыловым и после Академии семнадцать лет в Обществе Поощрения Художеств. Как прекрасно вёл он свои классы, и как любили его ученики! Русскую природу он любит и знает и умеет передать эту несломимую любовь своим ученикам. <…> Константин Богаевский, певец Крыма, дал свой неповторённый стиль. Помнится статья Волошина о Богаевском. Незабываемы характерные скалы и старые башни Тавриды, и совершенно особая схема колорита. <…> Виктор Зарубин дал любимые им Украину, Харьковщину, Межигорье с обозами, паломниками, с далями – полными его настроения. Странники по лицу земли уходят за холмы, блестят степные речки, залегли курганы и шепчутся темные сосновые боры. <…> Борисов – поэт Севера, баян льдов и полуночного солнца».

В 1909 году по инициативе и на средства Куинджи, усилиями учеников, было основано Общество его имени. Именно первой выставке организации и посвящена нынешняя экспозиция, объединившая художников разных поколений. Так, в отдельный раздел выделены работы выдающегося художника-космиста Бориса Алексеевича Смирнова-Русецкого. Он продолжает и развивает романтические традиции, заложенные школой Куинджи. Подобно своим учителям, среди которых ведущее место принадлежит Рериху, художник стремится воплотить физическую и духовную красоту и пейзажа, рассказывает куратор выставки Анна Савкина: Смирнов-Русецкий подражает Рериху, во многом даже копирует его приемы. Он воспринял и философские идеи, о которых говорили Рерихи. Воспринял и идеи живой этики, изучал записи Елены Ивановны Рерих. На выставке представлены некоторые его тетради. Они познакомились с Н. К. Рерихом и его семьей в 1926 году - Рерихи были проездом в Москве. Далее он по совету Н. К. Рериха знакомится и долгие годы поддерживает связь со Степаном Степановичем Митусовым, кузеном Е. И. Рерих и его дочерьми Людмилой Степановной и Татьяной Степановной Митусовыми и позднее с Юрием Николаевичем и Святославом Николаевичем Рерихами. В экспозиции – пригласительные билеты, каталоги, книги, подписанные художником, - свидетели долгой дружбы с основательницей нашего музея - Людмилой Степановной.

Представлены произведения из фондов Третьяковской галереи, Научно-исследовательского музея Академии художеств, документы и редкие издания из фондов Музея-института семьи Рерихов и Библиотеки Российской Академии наук.

А.И. Куинджи. Эльбрус. Лунная ночь. 1890–1895. Государственная Третьяковская гал
А.И. Куинджи. Эльбрус. Лунная ночь. 1890–1895. Государственная Третьяковская галерея
К.Ф. Богаевский. Пустыня. 1903. Государственная Третьяковская галерея
К.Ф. Богаевский. Пустыня. 1903. Государственная Третьяковская галерея
А.А. Борисов. Весенняя полярная ночь. 1897. Государственная Третьяковская галере
А.А. Борисов. Весенняя полярная ночь. 1897. Государственная Третьяковская галерея
Н.К. Рерих. Канченджунга. 1936. Государственная Третьяковская галерея
Н.К. Рерих. Канченджунга. 1936. Государственная Третьяковская галерея
Б. А. Смирнов-Русецкий. Белое и чёрное. Зимний пейзаж. 1967. Цикл «Прозрачность»
Б. А. Смирнов-Русецкий. Белое и чёрное. Зимний пейзаж. 1967. Цикл «Прозрачность». Частное собрание, Москва
Выставка "Философский пейзаж" (до 24 сентября)
Выставка "Философский пейзаж" (до 24 сентября)
Выставка "Философский пейзаж" (до 24 сентября)
Выставка "Философский пейзаж" (до 24 сентября)
Выставка "Философский пейзаж" (до 24 сентября)
Выставка "Философский пейзаж" (до 24 сентября)
Выставка "Философский пейзаж" (до 24 сентября)
Выставка "Философский пейзаж" (до 24 сентября)