+7 (812) 323-08-85
Васильевский остров, 18-я линия, д.1

Выставка «Новгород. Черты минувшего» (до 5 февраля 2017 года)

Версия для печатиВерсия для печати

В Музее-институте семьи Рерихов проходит выставка «Новгород. Черты минувшего». На выставке впервые представлены копии малоизвестных фресок XVI века древнего Свято-Троицкого Михайло-Клопского монастыря близ Великого Новгорода и живописные этюды Новгорода и его окрестностей, выполненные А. К. Крыловым и И. В. Тупейко.

Иван Тупейко, студент II курса мастерской церковно-исторической живописи Санкт-Петербургской Академии художеств под руководством Заслуженного художника Российской Федерации, профессора Александра Константиновича Крылова, трудился в Свято-Троицком монастыре летом 2016 года, в притворе Свято-Троицкого собора, проводя научно-художественное копирование и картограммирование древней стенописи с целью фиксации её состояния и подробного изучения иконографического содержания росписей. Предстоящие в монастыре работы по реставрации стенописи могут значительно изменить её облик, поэтому факсимильное копирование фресок имеет исключительное значение.

Фрески Свято-Троицкого собора, по словам А. К. Крылова, «в совокупности с формами архитектуры грозненской поры, свидетельствует о гармоническом ансамбле развитого Высокого Русского стиля.

Складывавшийся с начала XV века, этот стиль как художественное выражение идеи Третьего Рима определил незабываемый облик русской православной художественности, преобразившей солнечные узоры ветхозаветного славянства в солнечные символы Христа – Света миру, в красоту русского православия. На храмовых стенах и сводах множество изображений поющих Херувимов. Вся стенопись уподоблена прекрасной Херувимской песне. В этом особое своеобразие дивной росписи, некогда пленявшей глаз могуществом и изысканностью "богословия в красках"».

Живописные этюды, созданные А. К. Крыловым и его учеником, написаны в разные эпохи, их разделяют почти четыре десятилетия. А. К. Крылов запечатлел Новгород 1970-х, уже тогда уходящий, в наши дни неповторимые ландшафты новгородских предместий изменились. Этюды И. Тупейко написаны на территории восстанавливающегося монастыря и в его окрестностях. Эти этюды – живописная летопись возрождения святыни.

И. В. Тупейко. Копия Тихвинской иконы Божией Матери. 1560–1570-е гг. (первая тре
И. В. Тупейко. Копия Тихвинской иконы Божией Матери. 1560–1570-е гг. (первая треть XVII в.?). Фреска в притворе Свято-Троицкого собора Михайло-Клопского монастыря близ Новгорода. 2016. Бумага, темпера
А. К. Крылов. Охраняется государством. 1970. Холст, масло
А. К. Крылов. Охраняется государством. 1970. Холст, масло
А. К. Крылов. Новгород. Пристани. 1974. Холст, масло
А. К. Крылов. Новгород. Пристани. 1974. Холст, масло
И. В. Тупейко. Наступление ночи. 2016. Холст, масло
И. В. Тупейко. Наступление ночи. 2016. Холст, масло
И. В. Тупейко. Закат. 2016. Холст, масло
И. В. Тупейко. Закат. 2016. Холст, масло
Выставка «Новгород. Черты минувшего» (до 5 февраля 2017 года)
Выставка «Новгород. Черты минувшего» (до 5 февраля 2017 года)
Выставка «Новгород. Черты минувшего» (до 5 февраля 2017 года)
Выставка «Новгород. Черты минувшего» (до 5 февраля 2017 года)
Выставка «Новгород. Черты минувшего» (до 5 февраля 2017 года)