+7 (812) 323-08-85
Васильевский остров, 18-я линия, д.1

Выставка «Величайший интуитивист эпохи» (до 11 марта 2018 г.)

Версия для печатиВерсия для печати

Под эгидой Санкт-Петербургского международного культурного форумаЦель выставки – показать пророческие произведения Н. К. Рериха разных лет, разбросанные по коллекциям разных музеев, причём некоторые произведения российский посетитель сможет увидеть впервые.

На выставке представлены картины Н.К. Рериха из фондов Музея Востока, Нижегородского художественного музея, Псковского архитектурно-художественного музея-заповедника, Музея искусств им. А.С. Пушкина, музея-заповедника «Петергоф», Русского музея. Также посетитель сможет увидеть редкие фотографии, документы и издания.

Выставка приурочена к 100-летию двух русских революций – Февральской и Октябрьской, ставших переломными событиями истории XX века. Темы грядущих изменений начали интересовать Н. К. Рериха ещё задолго до 1917 года. С 1912 по 1916 год художником были написаны картины «Пророческой серии». Показанные в самый разгар Первой мировой войны картины «Зарево», «Крик змия», «Град обречённый», «Короны» и другие, произвели на зрителей ошеломляющее впечатление. «Величайшим интуитивистом» назвал Н. К. Рериха А. М. Горький.

Алексей Бондаренко, директор музея-института семьи Рерихов: "Причиной назвать выставку именно так послужило то, что не только Горький отмечал пророческий дар Николая Константиновича. Стоит взглянуть хотя бы на картину "Ангел последний", где Ангел с мечом стоит на фоне горящих и разрушенных городов. Вскоре весь мир заполыхал в пожарищах войн и революций. Рерих и Горький после февральской революции вместе работали в комиссии по культурному наследию и Горький, несомненно, опирался на позицию Рериха, когда его комиссия обратилась к народу со знаменитым воззванием о необходимости защиты культурных ценностей во время революционных катаклизмов".

В середине 1930-х и в период Второй мировой войны художник вновь обратился к работе над картинами, которые по содержанию близки его произведениям Пророческой серии. Он снова повторил сюжет ранней композиции «Ангел последний», разработал несколько вариантов картины «Армагеддон», в которых полыхает зарево пожарищ и люди ищут спасения. Накануне и в годы Великой отечественной войны Н. К. Рерих создаёт полотна ярко выраженной патриотической направленности, объединённые в Героическую серию. В образах народных героев, богатырей, концентрирующих духовные и физические силы нации, художник видит мощь и опору в грядущих битвах. Образы Богатырской сюиты: «Святогор», «Настасья Микулична», «Единоборство Мстислава с Редедей», «Партизаны» – не оставляют сомнений в изначальной уверенности Н. К. Рериха в победе России. Истоки этого оптимизма художник видит в истории страны, её культуре, национальных чертах характера народа. «Многое такое свершится, что даже заядлые враги содрогнутся и оценят достоинства русского народа», - пророчествует художник в статьях этого времени.

Виктория Шуршина, заведующая экспозиционно-выставочным отделом, куратор выставки: Впервые в Санкт-Петербург приехали картины Рериха из серии "Майтрейя". Они были привезены в дар Советской России в 1926 году, когда Рерихи посетили Москву. Полотна этой серии "Конь счастья", "Знамя грядущего", "Весть о новой эре", "Майтрейя-победитель" и другие полны предчувствий прихода новой эпохи. Необычная работа "Явление срока", посвящена Ленину. В её центре голова мудреца, увенчанная воинским шлемом. Таким Рериху видится образ русского Махатмы (Учителя), попытавшегося претворить в жизнь «величайшее учение в мире – учение об Общине». Картины этой серии попали к А.М. Горькому, затем были переданы в фонды Нижегородского художественного музея. Также у посетителей выставки есть редкая возможность увидеть в Петербурге ряд редко гастролирующих ранних картин Н.К. Рериха. Одна из них "Крик змия", созданная в 1914 году, прибыла из Пскова. Впервые из Музея им. А. С. Пушкина представлена и  картина "Зарево", написанная перед Первой мировой войной, полная трагических предчувствий.  Очень интересна по цветовой гамме практически неизвестная зрителю картина Н. К. Рериха "Легенды" из Музея коллекционеров ГМЗ "Петергоф". Она написана в 1920-е годы на основе впечатлений художника от Ладожских шхер, природы и эпоса Карелии. Громко звучат рериховскими пророчествами знаменитые картины "Ангел последний" и "Армагедон", сюжеты которых художник повторяет в своём всякий раз накануне переломных исторических моментов. 

Также посетитель сможет увидеть редкие фотографии, документы и издания.

Видеосюжет: http://www.rtr.spb.ru/Vesti/Vesti_2014/news_detail_v.asp?id=23566

Н. К. Рерих. Зарево. 1914. © Отдел личных коллекций Государственного музея изобр
Н. К. Рерих. Зарево. 1914. © Отдел личных коллекций Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина
Н. К. Рерих. Грозный (Ангел последний). 1942. © Государственный музей искусства
Н. К. Рерих. Грозный (Ангел последний). 1942. © Государственный музей искусства народов Востока.
Н. К. Рерих. Граница царства. 1916. © Государственный музей-заповедник «Петергоф
Н. К. Рерих. Граница царства. 1916. © Государственный музей-заповедник «Петергоф», Музей коллекционеров
Н. К. Рерих. Явление срока. 1927. © Нижегородский государственный художественный
Н. К. Рерих. Явление срока. 1927. © Нижегородский государственный художественный музей
Н. К. Рерих. Крик змия. 1914. © Псковский государственный объединенный историко-
Н. К. Рерих. Крик змия. 1914. © Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Выставка «Величайший интуитивист эпохи» (до 11 марта 2018 г.)
Выставка «Величайший интуитивист эпохи» (до 11 марта 2018 г.)
Выставка «Величайший интуитивист эпохи» (до 11 марта 2018 г.)
Выставка «Величайший интуитивист эпохи» (до 11 марта 2018 г.)
Выставка «Величайший интуитивист эпохи» (до 11 марта 2018 г.)
Выставка «Величайший интуитивист эпохи» (до 11 марта 2018 г.)