+7 (812) 323-08-85
Васильевский остров, 18-я линия, д.1

X Международный Фестиваль «Ситар в Петербурге» (с 13 по 31 октября)

Версия для печатиВерсия для печати
Под эгидой Санкт-Петербургского международного культурного форума

В период с 13 по 31 октября 2017 года в Петербурге будет проходить десятый юбилейный уникальный фестиваль музыкальной культуры Индии, посвящённый древнейшему музыкальному инструменту – ситару. На различных площадках города снова состоятся интересные концерты, которые не оставят равнодушными даже самых требовательных слушателей. Организаторы Фестиваля стремятся представить всё разнообразие индийской классической музыки на фоне её слияния с музыкальными тенденциями Востока и Запада.

ПРОГРАММА Х МЕЖДУНАРОДНОГО ФЕСТИВАЛЯ «СИТАР В ПЕТЕРБУРГЕ»

14 октября. 16.00. Шереметевский дворец. Белый зал. Концерт-открытие фестиваля «Лунный свет». Участники: А. Чандра, проект «Бенарес Гхат». Билеты в кассе Шереметевского дворца (стоимость – 200 руб.). (Адрес: наб. р. Фонтанки, д. 34).

15 октября. 19.00. Санкт-Петербургская Академическая капелла. Гала-концерт «Солнечный дождь». Участники: проект «Раги Ганги» (ситар, контрабас, балалайка, табла, перкуссия), Сергей Гасанов (сурбахар), проект «Хор ситаров» (участники Фестиваля из Петербурга, Красноярска и Краснодара), трио «Солнечный дождь» (А. Конанчук – ситар, Джаганнат – табла, Парвин (г. Москва) – флейта). (Адрес: наб. р. Мойки, 20). Билеты в кассе Капеллы.

18 октября. 19.30. Музей-институт семьи Рерихов. Концерт «Хор ситаров». Участники: ансамбль «Сказка», проекты «Хор ситаров» и «Хор табла». Билеты в кассе музея (стоимость: 70 руб.+ входной билет в музей). (Адрес: 18-я линия, д. 1).

21 октября. 16.00. Музей-институт семьи Рерихов. «Легенды минувших эпох». Музыкально-драматическое представление по стихам Р. Тагора. Исполнитель – студия индийского танца «Куджана». Билеты в кассе музея (стоимость: 50 руб. + входной билет в музей). (Адрес: 18-я линия, д. 1).

22 октября. 15.00. Концерт «Раги Ганги». Участники: фьюжн-группа «Раги Ганги» (рук. С. Христанов), С. Гасанов (ситар), студия индийского танца «Амрита» (рук. В. Жуков). Билеты в кассе музея (стоимость: 100 руб. + входной билет в музей). (Адрес: 18-я линия, д. 1).

28 октября. 15.00. Концерт «Небо одно». Участники: Проект «Jeeva» (рук. Е. Красильников), Субхаш Прем Гири (флейта Бансури). Билеты в кассе музея (стоимость: 50 руб. + входной билет в музей). (Адрес: 18-я линия, д. 1).

29 октября. 15.00. Музей-институт семьи Рерихов. Концерт «Инь и ян». Проект «Mama Nature» и школа танцевальной импровизации Tribal Dance Theatre. Билеты в кассе музея (стоимость: 50 руб. + входной билет в музей). (Адрес: 18-я линия, д. 1).

31 октября. 19.00. Музей-институт семьи Рерихов. Музыкально-драматический спектакль (перфоманс) «Милосердие» по пьесе-мистерии Н. К. Рериха. Режиссер – М. Ордина. Исполнители: актеры Молодежного театра, в роли Старейшины – С. Барковский. Билеты в кассе музея (стоимость – 500 руб., количество ограничено). (Адрес: 18-я линия, д. 1).

Телефоны для справок: (812) 327-35-06; +7(911)796 2132


Краткая информация об участниках Фестиваля:

Алокеш Чандра

Алокеш Чандра

Алокеш Чандра представляет древнее искусство индийской классической музыки и принадлежит к музыкальной традиции известной как Сения Майхар Гхарана. Алокеш изучал классическую игру на ситаре с 1996 года в Калькутте, в Дели и в Лондоне по традиционной системе известной как "гурукул". Его учителями являются такие великие мастера как Рави Шанкар, Шьямал Чаттерджи и Парто Сароти. С 1999 года Алокеш выступает с многочисленными концертами в Европе и Индии во многих престижных местах таких как ООН Вена, Палата Экономики Австрии, Венский Университет, Индийское Посольство в Вене, Общество австро-индийской дружбы, всеиндийское радио, Бхаратия Видия Бхаван Лондон, венский Афро-Азиатский Институт, Индия Центр Грац, Фестиваль Зальцкаммергут Австрия, Тирольский Фестиваль, Музыкальный Фестиваль Salt Lake Калькутта, Музыкальное Общесво Бхаванипур Калькутта, и многие другие.

Алокеш живёт в Вене, где он возглавляет основанное им в 2005 году Общество Индийской Классической Музыки "Alankara". Это Общество занимается продвижением индийской классической музыки посредством преподавания и организации концертов. В своём выступлении Алокеш представит традиционные и собственные композиции и импровизации, основанные на индийский рагах.

Аккомпанировать на табла будет Юрий Лебедев
 

Бенарес Гхат

Музыкальный проект «Бенарес Гхат»

Название «Benares Ghat» переводится, как набережная Бенареса, древнейшего города Индии, который известен еще под названием Варанаси. Для индийцев этот город имеет особое значение, как в культурном, так и в духовных аспектах. BENARES GHAT - это музыкальный сплав классических индийских инструментов (ситар и табла) с западными басом и саксофоном, Benares Ghat решают вечный вопрос противопоставления восточной и западной культур. Их музыка — это переосмысление индийской классики, в которую органично вплетаются западный грув и джазовые импровизации.

Состав ансамбля: Антон Пигунов - ситар, Владимир Радин - саксофон, Марк Пыхов – кахон, Дмитрий Друмов - бас гитара, Юрий Лебедев – табла
 

Раги ГангиМузыкальный проект “Раги Ганги” - живое и яркое подтверждение того, что для настоящей дружбы между народами не существует границ. Музыканты проекта говорят на универсальном языке, вдохновляющем наши души на проживание прекрасных эмоций.

Участники проекта: Степан Христанов – ситар, Иван Мосоков – контрабас, Георгий Нефёдов – балалайка, Алексей Агафонов-Соколов – табла, Йоель Гонсалес – перкуссия.
 

СказкаАнсамбль импровизационной музыки “Сказка” – ансамбль был основан в октябре 1986 года, объединив музыкантов на основе синтеза различных музыкальных культур. С момента создания ансамбля “Сказка” главной идеей коллектива стал принцип “рисования звуком”. Применяя своё исполнительское мастерство, музыканты создают образы в воображении слушателей, настраивая чувства и сознание на естественный природный ритм, возвращая понимание созидательных принципов жизни. Звуки традиционных индийских музыкальных инструментов как нельзя лучше отражают эту идею. Музыкальная композиция в индийской традиции носит название - рага, что в буквальном переводе означает окрашивание, погружение в определённую цветовую гамму и настроение.

Состав ансамбля: Александр Конанчук – ситар, Ярослав Погодин – табла, Герда Родченко – тампура.
 

Хор ситаров«Хор ситаров» - это название группы петербургских музыкантов, учеников маэстро Атиша Мукхопадхияя (Калькутта). Ансамбль уже успешно выступал в Шереметевском дворце на VIII фестивале в 2015 году. Ансамблевая игра нескольких солирующих инструментов не совсем типична для индийской классики, но очень популярна среди российских музыкантов. Мелодии, исполняемые сразу несколькими инструментами, и в особенности ситарами, значительно усиливает эффект воздействия. На концерте будет исполнена вечерняя композиция «Яман», основанная на фундаментальных принципах знаменитой школы Сения Майхар Гхарана Бабá Аллаутдин Кхана и собранных в книге его сына устада Али Акбар Кхана «The Classical Music of North India».

Состав ансамбля: Антон Пигунов, Александр Конанчук, Анджали Серебрякова, Сергей Созин – ситары, Наталья Кулеш – сарод, Елена Виргилиева – табла.
 

Сергей ГасановСергей Гасанов – исполнитель, владеющий различными музыкальными инструментами Востока. Это индийский ситар и сарод, бамбуковая флейта бансури и смычковый инструмент дильруба; китайские флейты и гусли гучжэн; армянский дудук и азербайджанский тар; турецкий саз и арабский уд. В основе музыкального творчества Сергея Гасанова лежат музыкальные системы Востока и Запада. Из восточных традиций это индийская рага, арабский макам, азербайджанский мугам. Из западных – импровизационность джаза и экспрессивность рока. Всю эту многообразную палитру звучаний музыкант использует для создания своих собственных оригинальных композиций. Увлеченность Сергея Гасанова духовным наследием Востока удивительным образом соединилась в новой импровизационной музыке, которая с одной стороны дышит древними восточными ритмами, а с другой – наполнена музыкальной интерпретацией современной звуковой среды.
 

Денис КучеровДенис Кучеров

Денис Кучеров (Джаганнат) (г. Санкт-Петербург, Россия) – один из лучших исполнителей традиционной индийской музыки в России и Европе, руководитель группы SAMHEY и проекта “Хор табла». Регулярно выступает со звездами индийской традиционной музыки. Денис обучался игре на табла в Дели у устада Рафи-уд-дина Сабри, яркого представителя одной из древнейших школ игры на табла.

В творческом багаже Дениса многочисленные выступления и записи альбомов с Российскими и зарубежными звездами, среди которых Tony Levin (King Crimson), устад Шахид Парвез, Борис Гребенщиков, Дева Премал, пандит Вишва Мохан Бхатт и другие.

КуджанаСтудия индийского классического танца и музыки «Куджана»

Основана в марте 2003 года в Санкт-Петербурге. Руководитель – Лариса Рогоза. В студии проходят регулярные занятия по стилям Бхаратанатьям, Одисси, Мохиниаттам и Катхак, а также занятия по южноиндийскому вокалу Карнатик, ведийской декламации, факультативы по прикладным искусствам, курсы по истории и философии Индии. Занятия ведутся по традиционной индийской системе обучения искусствам – Bharatha kshetra (Тируванантхапурам).

Студия является организатором и участником международных фестивалей индийской культуры, этнофестивалей и мероприятий городского масштаба, тесно сотрудничает с музеем-институтом Рерихов, Восточным институтом, петербургским клубом чайной культуры «Море чая», а также является участником городских и всероссийских конкурсов, лауреатом Первого международного конкурса исполнителей индийского танца.
 

АМРИТАТеатр-студия индийского классического танца «АМРИТА». Стиль «Одисси». Руководитель – Василий Жуков.

Руководитель студии индийского классического танца «Амрита» и выдающийся исполнитель индийского танца в стиле Одисси Василий Жуков занимается танцем 10 лет. Среди его учителей –Мадхави Мудгал, Суджата Мохапатра, Кавита Двибеди, Моника Сингх. Благодаря этому в репертуаре «Амриты» присутствуют различные варианты классического танца Ориссы. А духовная составляющая танцев черпается в занятиях по индийской философии и мифологии, изучении санскрита и культурного наследия этой древней страны.

Одисси – стиль классического танца, который  зародился на востоке Индийского полуострова в земле Ориссы. На долгие годы танец, как и богатая духовная культура Индии, был забыт. Пустели и разрушались храмы, уходили хранители танцевальной традиции, забывался смысл движений и смысл танцевального искусства.

Однажды молодой человек, рассматривая величественные скульптуры древнего храма Солнца, очарованный ими, услышал древний ритм и решил возродить священное искусство. Неподвижное спокойствие индийской скульптуры оказалось полным движения. Этот принцип стал основой Одисси: покой в движении – танцор следует за гармонией жизни и создает равновесие и уверенность в своей душе.
 

JeevaПроект «Jeeva»

Проект «Jeeva» создан сародистом и вокалистом Евгением Красильниковым

Ученик известного и всемирно признанного сародиста Pandit Mukesh Sharma. Участник таких проектов как SAMHEY и ОдноНо. Проект Jeeva – музыкальная мандала, соединение светлой, глубокой и радостной музыки со всех уголков земли, это глубокий синтез разных культур, обрамлённый волшебным звучанием сарода, необычного инструмента, звук которого успокаивает ум и дарует умиротворение. И все это основывается на мощном звучании битбокса и экзотической перкуссии, которые просто не дадут вам усидеть на месте.

Состав:
Евгений Красильников – сарод, вокал, аранжировка, свет
Василий Храмов – гитара, волшебство гармонии
Евгений Кичигин – битбокс, танцевальный отрыв
Алексей Агафонов-Соколов – табла, джембе, прекуссия, драйв
 

Subhash Prem GiriСубхаш Прем Гири (Subhash Prem Giri)

Российский исполнитель на индийской бамбуковой флейте Бансури, ранее участвовавший под псевдонимом Alex Aura в различных петербургских музыкальных коллективах в качестве бас-гитариста, клавишника и программиста музыкальных ЭВМ.
Свое новое имя, ставшее его визитной карточкой, он получил во время длительных путешествий по Индии и Тибету и встреч с гималайскими духовными учителями. Субхаш Прем Гири рассматривает индийскую классическую музыку и в целом импровизации на флейте Бансури, как духовную практику. Он обучался в школах ведущих индийских мастеров в традиции гораны Майхар. Также изучал подход и стиль других школ в городах Пури и Ришикеш.

Флейта Бансури в первую очередь ценна своей пустотой. Именно эту идею Субхаш стремиться донести до публики. Наполняя пустоту флейты живой пранической энергией, мы можем слышать звук своего Сердца и входить в унисон со звуком Сердец слушателей, привнося поток медитативности и осознанности в окружающее пространство.

Субхаш выступает на концертах и в чайных клубах Петербурга, Москвы и Парижа, а также концертах и пуджах (религиозных церемониях) в Индии (Гокарна, Арамболь, Ришикеш) как сольно, так и в сотрудничестве с другими музыкантами, в числе которых известный таблаист Хашмат Али Кхан.


MAMA NATURE
Любовь к живой природе и необычным музыкальным инструментам объединила участников проекта под названием MAMA NATURE, или, по-русски – «матушка-природа». В основе музыки MAMA NATURE древние этнические традиции и современные эксперименты. За недолгое время своего существования группа переросла в творческо-исследовательскую лабораторию изготовление музыкальных инструментов, поиск новых сочетаний тембров и стилей, изучение исцеляющего воздействия музыки на человека, участие в коллективных практиках йоги и медитациях, экологических акциях. В январе 2017 выпустили дебютный альбом "Ambrosia".

Состав: Денис Кащеев – индийская флейта бансури, кристальная арфа, глюкофон.
Станислава Малаховская – леверсная арфа, кристальная арфа.
Петр Ольшевский – канжира, дарбука.

На фестивальном представлении 21 октября музыканты выступят вместе со школой танцевальной импровизации Tribal Dance Theatre


Под эгидой Санкт-Петербургского международного культурного форумаПерфоманс по пьесе-мистерии Н. К. Рериха «Милосердие» 

В 2017 году отмечается столетний юбилей Русской революции. Учреждения культуры находятся в авангарде осмысления исторического значения этих событий. Музей-институт семьи Рерихов не может остаться в стороне от этой работы, т.к. его главный герой – Николай Рерих – был справедливо назван современниками «величайшим интуитивистом эпохи». В своем творчестве – как изобразительном, так и литературном – он выразил свои предчувствия и прозрения в суть происходящего. Его мысли и наблюдения не только не потеряли актуальности, но могут помочь современному человеку выстроить иерархию вечных и преходящих ценностей в бурном и изменчивом мире.

Картины Рериха из т.н. «пророческой серии» довольно хорошо известны публике, чего не скажешь о литературных произведениях, написанных в тревожном 1917 году. 

Н. К. Рерих. Меч мужества. 1918
Н. К. Рерих. Меч мужества. 1918

В музее-институте семьи Рерихов идет активная работа по созданию спектакля по единственной сохранившейся до наших дней пьесе «Милосердие» великого русского художника Николая Константиновича Рериха. В ноябре 2017 года исполняется сто лет со дня написания пьесы, тем более велико значение премьеры спектакля, которая состоится 31 октября 2017 года и будет первым сценическим воплощением этого глубокого, прозорливого и гуманистического текста.

Над спектаклем работают:

Режиссер – Марина Ордина, актриса одного из лучших драматических театров Петербурга. Обращение к драматургии Рериха – это ее третья режиссерская работа. Первая - это спектакль «Подруги», посвященный всем женщинам, на чью молодость пришлась Великая Отечественная война, с огромным успехом уже пятый сезон идет на сцене Молодежного театра на Фонтанке.  Вторая работа режиссера – спектакль «История одной любви», вышел к 125-летию М. А. Булгакова, посвящен любви писателя к его жене, его музе, вдохновительнице и хранительнице Елене Сергеевне Булгаковой.

Художник-постановщик – Наталья Зубович, многие годы проработавшая главным художником Смоленского драматического театра, выпустившая спектакли в Ростове-на-Дону, Иванове, Санкт-Петербурге.

Музыкальным оформлением спектакля занимается интереснейший петербургский композитор Сергей Патроманский, работающий во многих театрах северной столицы, таких, как Балтийский Дом, Александринский театр, Молодежный театр на Фонтанке. Кроме того, все премьеры последних лет режиссера с мировым именем – Жолдока, выпущены совместно с Сергеем Патроманским.

Балетмейстер – молодая, талантливая студентка Евгения Чураева, ученица Народного артиста России проф. С. Я. Спивака. 

В спектакле занята талантливая молодежь – студенты БИЭППа, курс Заслуженной артистки России Дарьи Юргенс, и опытные мастера сцены: Заслуженный артист России Сергей Барковский, артисты Вадим Волков, Константин Хасанов, Полина Албот, Екатерина Высоцкая, Юлия Радионова.

Представление создается в духе мистерии, то есть интерактивного, как говорят сейчас, или площадного, как говорили в старину, действия. Рожденный в интерьерах музея, которые и станут местом действия – Дубравой, Белой Башней, площадью гибнущего города Гайи, проект предполагает камерное звучание и количество зрителей не больше 50.

Сам автор определял пьесу как «народное наивное действо в семи картинах», а в письме к А. Бенуа – «мистерия». Произведение было создано Рерихом в Сердоболе (теперь Сортавала), куда Николай Константинович переехал по совету врачей в 1916 году из Петербурга в связи с затяжной хронической пневмонией. Пьеса была начата 1 ноября, а 12 ноября уже закончена.

Поражает провидческое содержание пьесы, написанной под впечатлением катаклизмов Первой мировой войны, Февральской и Октябрьской революций. Дух великого гуманиста восставал против зверств и разрушений ценностей культуры. Этот гневный протест сопровождался несломимой верой в грядущую новую эпоху торжества Разума и Света.

Рерих был убежден в существовании глубоких связей древних культур Индии и России, и в пьесе «Милосердие» чувствуются «индийские мотивы», а в конце приводится вольный перевод из стихотворения Р. Тагора «Где мудрость страха не знает». Имя главного героя пьесы, Гайятри, тоже индийское. Это название священной «спасительной песни», с которой жрецы-брамины обращались к Солнцу. Мыслитель, вдохновлявший Рериха на создание этого образа, – великий индийский подвижник Рамакришна, духовным влиянием которого пронизано мировоззрение автора.

Премьера состоится: 31 октября, начало в 19.00, 24 ноября в 19.00, 12 декабря в 19.00.

*Обращаем внимание, что в некоторых ранних информационных материалах фестиваля указывалась дата представления 29 октября. Дата проведения этого спектакля сдвинулась на 31 октября.